Найти тему

Платежные документы. Про налоги и расписки.


Попросили разъяснить этот абзац из прошлой публикации в Telegram.

"Опять же, зачастую, после покупки квартир, люди стремятся, в первую очередь, получить бумаги на собственность, но совершенно забывают о документах платежных (платежное поручение, расписка и т.д.). И потом начинается "хождение по мукам". Ведь, даже с целью получения имущественного налогового вычета, или подтверждения расходов на покупку недвижимости, налоговой инспекции нужны именно платежные документы. А многие об этом просто забывают. И восстановить, в некоторых случаях, такие документы - уже не получится, а это потеря немалых сумм на вычетах или налогах."

Для вящего понимания, разберем такой случай.

Представим, что Вы купили квартиру, например, за 5 миллионов рублей.

Расчет был произведен наличными (такой способ расчета ещё встречается, особенно в глубинных регионах). Документы по сделке подали в Росреестр через МФЦ, регистрация состоялась, Вы забрали выписку из ЕГРН, в которой уже являетесь собственником, заселились, ударили с продавцом "по рукам" и расстались.

А про расписку, "на радостях", как-то и позабылось, или решили, что потом с этим вопросом разберетесь (кстати, такое встречается пугающе часто).

Купленная квартира у Вас не единственная (есть ещё квартира, которую, покупали ранее и даже вычет на покупку уже полностью получили из бюджета), а значит минимальный срок владения для продажи этой квартиры без налогов - 5 лет. Но позарез нужны деньги, так как... нужны деньги, или подвернулась более интересная квартира, о которой Вы мечтали с детства. Делать нечего, выставляете купленную квартиру на продажу раньше окончания срока владения.

Вы рассуждаете так: "5 миллионов - расходы на приобретение квартиры, их сразу минусуем. Я продаю квартиру за 6.5 миллионов. Доходы (6.5 млн.) минус расходы (5 млн.), значит налоги придется заплатить с 1.5 млн. рублей, т.е. 195.000 рублей.

В следующем году, после удачной продажи квартиры, начинаете заполнять декларацию 3-НДФЛ в личном кабинете налогоплательщика, а там от Вас требуют загрузить, подтверждающий расход платежный документ на 5 млн. рублей, которого у Вас как бы и нет.. Вы бросаете заполнение декларации, бежите искать продавца. А он уже года два как уехал на Дальний Восток. Адрес его неизвестен. Или он умер. Или подался в страны заморские на ПМЖ. В общем - потерялся.

Вы, как честный человек, идёте в налоговую инспекцию, где "посыпаете голову пеплом" и рассказываете печальную историю о пропавшем продавце. А налоговая Вас поздравляет и говорит, что раз нет платежного документа, то право на вычет, по расходам на приобретение недвижимости - Вам не светит.

А значит, надо будет платить налоги не с 1.5 млн. а со всей суммы продажи - 6.5 млн. рублей, т.е. 845.000 рублей.

Согласитесь, между 195 т.р. и 845 т.р. разница есть и очень большая.

А ещё бывали случаи, когда люди осуществляли расчеты по сделке через банковский аккредитив (безналичным способом), и уже только через 3-4 года приходили в банк за подтверждающим платеж документом, а им говорили "информация по этому платежу не сохранилась, платежное поручение выдать не можем". Шах и мат.

Хорошо и здорово, если Вы смогли найти продавца и тот оказался понимающим человеком, который Вам помог. А если не захотел? Или его уже физически нет на этой бренной земле? И вот тут начинаются танцы с бубном и всякая "химия", которая может "выйти боком".

Мораль сей басни такова: нет платежного документа, подтверждающего расходы на покупку жилья - нет вычета. Соответственно, плати налоги со всей суммы продажи.

Надеюсь, немного смог объяснить, чем чревато терять платежные документы, или забыть их вовремя забрать у продавца.

Платежные документы. Про налоги и расписки.  Попросили разъяснить этот абзац из прошлой публикации в Telegram.
3 минуты