237 подписчиков
74 Лекция. Фурсов. СССР в 1953-1964 годах. Часть вторая
Глава 4. Внешняя политика 1953-1957 годы
Лекция 74. Пункт 34. Перебазирование Тихоокеанского флота из незамерзающего Порт-Артур в замерзающий Владивосток и Петропавловск-Камчатский.
Отношения Мао Цзедуна и Сталина никогда не были безоблачными. Еще в 1930 годы Сталин считал Гоминьдан и Чан Кайши более сильным партнером в борьбе с милитаристской Японией и помогал им советниками и поставками оружия наравне с коммунистическим движением Северного Китая во главе с Мао Цзэдуном.
После второй мировой войны Сталин, понимая, что единый Китай будет мощным геополитическим соперником в недалеком будущем, предлагал разделить его на две части: северный Китай под властью коммунистов во главе с Мао Цзэдуном и южный под властью Гоминьдана во главе с Сут Янсеном, а после его смерти во главе с Чан Кайши. Американцы не согласились на такой план и тогда Сталин усилил помощь Мао Цзэдуну. В 1949 Гоминьдан был изгнан из материкового Китая и за ними остался только остров Тайвань, была провозглашена КНР.
Мао Цзэдуну были известны маневры Сталина по расколу Китая, но противостоять авторитету Сталина Мао в то время не мог.
Первые конфликты возникли в годы Корейской войны, когда Сталин отказался напрямую ввести войска в Корею, а ограничился поставками оружия и советниками. Помощь Китаю вооружениями и технологиями были не бесплатны, что возмущало китайцев, т.к. они несли громадные потери “добровольцами” в корейской войне.
Ситуация стала ухудшаться после смерти Сталина. Во-первых, план руководителя ЦРУ Даллеса предусматривал организовать раскол между двумя крупнейшими социалистическими державами.
Во-вторых, харизматический Мао Цзэдун сам стремился стать новым лидером мирового коммунистического движения, чему естественно препятствовало новое советское руководство.
В 1954 году Хрущев в составе большой делегации совершил свой первый визит к Китай на празднование 5-летия КНР. Для Мао Цзэдуна было важно показать свою значимость после смерти Сталина, т.к он считал себя теперь лидером социалистического лагеря, фигурой более значимой чем Хрущев. Мао Цзэдуну было важно показать независимое положение коммунистического Китая и он жестко потребовал передать все военные базы на территории Китая. Состоялись очень жесткие переговоры и в результате советская сторона пошла на значимые уступки.
Плачевным итогам визита способствовало хамское поведение Хрущева. Во время переговоров с Мао, Хрущев вел себя наигранно грубо, отпускал дурацкие шутки, совершенно не учитывал китайские строгие церемонии на государственном уровне, что воспринималось как “потерю лица”, унижение для китайской стороны и еще более ужесточило китайскую позицию на переговорах. Слова Хрущева, о том что мы братские партии, были восприняты Мао, как то, что есть старший и младший брат. Казалось это мелочь, но это раздражало китайцев.
На неформальных переговорах Хрущев был вынужден признать равный статус Мао Цзэдуна и они договорились о совместном равном управлении в международном рабочем и коммунистическом движении. Было решено, что на Китай возлагалась ответственность за азиатский регион, а на СССР на весь остальной мир и прежде всего на Европу.
Жесткая позиция Мао вынудила Хрущева согласиться дать согласие на уход Тихоокеанского флота из незамерзающего порта Дальний (Порт-Артур). Это было крайне непродуманное и скоропалительное решение. Фактически боеспособность флота упала до нуля.
Китаю передавались все доли в совместных советско-китайских предприятиях. По требованию Мао Цзэдуна СССР отказался безвозмездно от долей в совместных предприятиях по добыче цветных и редких металлов, переработке нефти, строительству и ремонту судов, по организации и эксплуатации гражданского авиасообщения. СССР отказался от претензий на КВЖД.
После этого Мао Цзэдун еще больше уверовал в свою избранность и то, что с СССР после Сталина надо разговаривать с позиций силы.
3 минуты
17 января