Найти тему
34,9 тыс подписчиков

"Князь во ад и тиун с ним во ад"

Тема ответственности князя за действия своих приближенных относится к числу наиболее обсуждаемых в древней Руси.
С одной стороны, во всех ошибках и промахах князя чаще всего винили его корыстолюбивых советников, бояр. ("Не огнь творит ражежение железу, но надымание мешное (то есть мехи), — как всегда образно выражался Даниил Заточник. — Такоже и князь не сам впадает в вещь (в грех), но думци вводят".)
Но с другой стороны, имелась и обратная зависимость: князь отвечал за все, что совершалось его слугами и вельможами, и принимал на себя любое их прегрешение. Причем отвечал не только перед людьми, но и перед Богом. Живший во второй половине XIII века полоцкий князь Константин Безрукий спросил однажды своего епископа Симеона, желая укорить за что-то собственного тиуна: "Владыко, где быти тиуну на оном свете?" "Где и князю" — прозвучал ответ. А видя недоумение князя, епископ пояснил: "Аже будет князь добр, богобоин (богобоязнен), жалует людий, правду любит, — исбирает тиуна… мужа добра и богобоина, страха Божия полна, разумна, праведна, по закону Божию все творяща и суд ведуща. И князь в рай, и тиун в рай. Будет ли князь без Божия страха… — поставляет… человека зла, Бога не боящася и закона Божия не ведуще и суда не разумеюще, толико того деля, абы князю товара добывал, а людий не щадит… Князь во ад и тиун с ним во ад".
"Князь во ад и тиун с ним во ад" Тема ответственности князя за действия своих приближенных относится к числу наиболее обсуждаемых в древней Руси.
1 минута
165 читали