Александр Терентьевич Макушев, автор замечательной книги «Расскажи гармонь» вспоминал о своем боевом пути, где неизменно рядом с ним была гармонь. «Теркины-гармонисты балагуры были в каждом партизанском отряде. Свою прыть они проявляли в боях и диверсиях, в залихватской игре на гармошке, умелых рассказах и шутках. Так Фадеев Иван Давыдович был одаренным гармонистом, имел хороший слух, понятие ритма и отличную память. Во всем проявлял находчивость, смекалку, выдержку и мужество, нередко, гипнотические способности. Что помогло ему дважды вырваться из вражеского плена. Многие гармонисты были отличными разведчиками. К сожалению, находясь на переднем крае борьбы, они погибали от вражеских пуль». Случайная встреча с гармонью в разведке, многокилометровом переходе давала бойцам силы и согревала мыслью о доме и любимой. Так описал в 1943 году поэт-фронтовик Николай Старшинов встречу с гармонью.
Всю неделю провели в походах,
Пулеметы тащим на себе.
Лишь однажды на короткий отдых
Разместились в бросовой избе.
Ни стола, ни лавки в ней, пустынной,
Но нашли ребята-москвичи,
Всю опутанную паутиной,
Тульскую гармошку на печи…
Разморило нас жарой июльской,
Вот прилечь бы, да забыться сном.
Но от разливной гармошки тульской
Ноги сами ходят ходуном
И плясали мы и распевали
Может час всего и вновь подъем.
Ну, а словно дома побывали,
Каждый в доме побывал своем.
И не случайно, в канун пятидесятой годовщины Великой Победы и 150-летия гармони на площади Смоленска был установлен памятник поэту-фронтовику Александру Твардовскому. Василий Теркин вместе со своей гармонью улыбается с постамента. Этот памятник - символ памяти миллионов погибших солдат, партизан, в том числе и войнов-гармонистов.
Песни военных лет – это отдельная тема, но, говоря о гармони нельзя не сказать и о песне. Прошло более 60 лет, но песни тех огненных лет понятны, они трогают душу своей прямотой, трагизмом и душевностью. «То что грело и поднимало – не просто незабываемо. Оно стало бессменным, вечно живым уроком задушевности, правды, и совести – тем самым мерилом, которым проверяется, подлинность новых творений». Такие песни, как «Лизавета», «Застольная», «Огонёк», «Землянка», «Синий платочек», «Темная ночь», «Потому, потому, что мы пилоты», «Пора в путь дорогу», «Катюша» исполнялись под гармонь и баян. Леонид Утесов говорил, что только песня обладает свойством приобретать массовый характер – это когда ее не только с удовольствием слушают в исполнении артиста, но и когда народ сам повсюду ее поет. «Военные песни звали в бой, скорбели о погибших, вселяли бодрость и напоминали о далеких любимых, дорогих, путь к которым идет через войну».
Автор еще застал годы, когда в минских дворах в праздничные майские дни соседи сдвигали столы, выносили нехитрую закуску, выпивали за победу, за тех, кто не вернулся с войны, заводили песни под гармонь. Сосед-фронтовик дядя Боря доставал трофейную гармонь и пел «Застольную»
Ну-ка, товарищи, грянем застольную!
Песню отцов, матерей!
Выпьем за тех, кто командовал ротами,
Кто погибал на снегу,
Кто в Ленинград прорывался болотами,
Горло ломая врагу
Как правильно сказал Марк Кушнеров в материале о песнях военных лет «У меня мурашки бегали меж лопаток, когда сосед-фронтовик, приникая щекой к трофейному аккордеону, траурно каменея лицом, выстанывал сиплым фальцетом: «Он шел впереди и пример всем давал,
Моряк – уроженец Ордынки»
«Гармонь на фронте творила чудеса: бойцы забывали о нечеловеческих тяготах, и тогда гармошка была для каждого женой и подругой, невестой и дочерью. И равны были перед нею и вчерашний новобранец, и бравый капитан с Звездой Героя».
Сотрудники музея Великой Отечественной войны подсказали автору адрес ветерана войны Прусова В.Е. Всю войну прошел солдат с гармонью в заплечном мешке. На привалах, в госпиталях радовала она солдат. Завязалась оживленная переписка. Были в этих письмах воспоминания, песни военных лет, частушки. Я старался не задерживать с ответом, но ежедневная суета затягивает. Случился перерыв в переписке. И вот получаю письмо от дочери ветерана. В письме сообщалось, что Прусов В.Е. умер.
3 минуты
18 декабря 2023