Найти тему

Когда он был назначен командовать в Крыму, то во время собрания, при обсуждении передачи власти Российской Империи, когда пришло время молитвы, то случилось что у крымских ханов не оказалось никого кто бы мог читать Коран. Суворов предложил свои услуги и читал Коран, во время их молитв. В результате такого отношения передача власти прошла совершенно безболезненно.

Его учения были насыщены религиозным содержанием. Проследим некоторые:
Багратиона и других высокостоящих Суворов приветствовал: «Бог на помощь! на что ему отвечали: «Помилуй нас БОГ!»  или «ГОСПОДИ, помилуй!» «Помилуй БОГ!».
 Тетрадь «капральских бесед» начинается советом: «Молись БОГУ: от него победа!» «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!  СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НИКОЛАЕ ЧУДОТВОРЧЕ, МОЛИ БОГА о нас!   «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!»
«Короток взмах сабли, короток и штык, а врагу смерть; БОЖИЯ же ПОМОЩЬ быстрее мысли воину доблестному; посему просящему в бою пощады – помилуй: кто мститель – тот разбойник, а разбойникам БОГ не помощник; воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружных поражать!»
Войско безверное учить, что что железо перегорелое точить! ... дух укрепляй в ВЕРЕ ПРАВОСЛАВНОЙ: Воздай честь НЕБУ - потом земле.
Суворов сделал для всех войск обязательным восклицание: «С нами БОГ! Ибо при войсках были учреждены передвижные СВЯТЫЕ ХРАМЫ, чтобы каждый солдат имел возможность укрепиться перед боем ПРИОБЩЕНИЕМ ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТОВЫХ, подобно своему вождю. Он учил, что необходимо чтобы люди не выходили до окончания БОГОСЛУЖЕНИЯ, тихо подходили бы к ЕВАНГЕЛИЮ, становились бы на колени во время молитв: «БОГОРОДИЦЕ ДЕВО...», «ХВАЛИТЕ ИМЯ ГОСПОДНЕ...», «ЧЕСТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМ...», «СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ...» за ВСЕНОЩНЫМ БДЕНИЕМ, а за ОБЕДНЕЮ во время «ХЕРУВИМСКОЙ», СОВЕРШЕНИЯ ЕВХАРИСТИИ («ТЕБЕ ПОЕМ»,), «ОТЧЕ НАШ».
Суворов предписывал обращаться человечно с животными и взыскивал за жестокость
Незадолго до смерти он сказал художнику Миллеру: «Я должен сказать Вам, что я лил кровь ручьями. Трепещу, но люблю моего ближнего, в жизнь мою никого не сделал несчастным, не подписал ни одного смертного приговора, не раздавил рукой ни одного насекомого...»
«Почитая и любя Бога искренне и нелицемерно, и в Нем моих братьев-людей, не поддаваясь никогда обольстительному пению сирен невоздержной и праздной жизни, я всегда был бережлив и трудолюбив с драгоценнейшим на земле сокровищем, временем, как на обширном поле деятельности, так и в жизни уединения, которым везде умел пользоваться. Предначертания, обдуманные с большим напряжением и исполненные еще с большей энергией, нередко с упорством и отчасти с крайним и неотлагательным пользованием непостоянным временем: все это облегченное в свойственную мне форму, часто поставляло мне победу над изменчивою богиней счастья.»
Суворов всю жизнь прожил как истинный христианин. Он умер исповедавшись, причастившись св. Таинств и простившись со всеми. Последними словами его были: «Долго гонялся я за славой – все мечта: покой души – у Престола Всемогущего» ...
Суворов считал честолюбие чувством исключительного благородства и считал, что: «без честолюбия, послушания и благонравия – нет исправного солдата». Он вспоминал, что в Суздальском полку «всякий имел честолюбие»
Для Суворова честолюбие стало Величайшей воинской добродетелью и необходимым двигателем высокой самоотверженности. Столетие спустя Клаузевиц писал, что без такого честолюбия н может быть великого полководца, а по мнению Суворова – не только полководца, но и порядочного генерала, офицера и даже солдата.
Приходит в голову выражение Наполеона: «Плох тот солдат, который в ранце своем не носит маршальский жезл».
Суворова гложет жажда деятельности именно тогда, когда он получает высокое, но спокойное, вдали от военных бурь, назначение. Его томление бездействием дошло до крайнего предела, когда крепостное строительство в Финляндии (1791-93гг) сменилось таким же в Херсоне и Одессе.
3 минуты