17,1 тыс подписчиков
[History]
Есть несколько дат в военно-морской истории, которые ежегодно привлекают внимание, и 7 декабря - одна из них. Год назад мы уже привлекали внимание к событиям этого дня, акцентируя внимание не на потопленных и поврежденных американских линкорах (ЛК), но на других единицах ВМС США, которым обычно не уделяется внимание. Год назад это была плавбаза гидросамолетов "Кертисс", а сегодня предлагаем вспомнить что случилось с крейсером (КР) "Релей", которому не повезло оказаться на острие удара японских торпедоносцев, наносящих удар по стоянке предполагаемых авианосцев (линкоров). Постараемся обойтись без "дополнений", и предоставим слово командиру КР, который четко и кратко представил картину событий в своем рапорте Командующему флотом. Даже про своё кофе не забыл признаться, )).
Представил, как Ерошенко (командир "Ташкента") в рапорте Октябрьскому (ком.ЧФ) пишет: "..я в своей каюте пил кофе и тут немецкие самолеты...", ((
Грустная шутка.
Да, воспользуемся переводом рапорта, подготовленного Н.И.Печуконисом.
Крейсер "Релей", Перл-Харбор, 13 декабря 1941 года
От: Командира корабля
Для: Командующего Тихоокеанским флотом
1.Приблизительно в 07.55 утром 7 декабря 1941 вода, я был в своей каюте, пил утренний кофе, когда услышал и почувствовал глухой взрыв на корабле. Выглянув в иллюминатор я увидел бурлящую воду у средней части борта. Я бросился на мостик и встретил там лейтенанта Тейлора, который сообщил, что японцы напали на базу. Экипаж уже разбегался по постам по сигналу общей тревоги и приблизительно пятью минутами позже корабль открыл огонь из зенитных 3-дюйм. 50-калиберных и 1,1-дюймовых орудий, а также 50-калиберных автоматов.
2.Мичман (энсин) Верт управлял стрельбой батарей правого борта, а мичман Бирдел-младший - батарей левого борта. Оба прекрасно выполняли свои обязанности. Орудия великолепно обслуживались старшими петти-офицерами, снабжение боеприпасами обеспечивали вольнонаемные работники корабельных столовых.
3. Корабль стал крениться на левый борт. Поступило сообщение, что авиационная торпеда ударила в район котельного отделения (КО) №2, которое уже затоплено. Также полностью затоплены КО №1 и носовое машинное отделение. Котельное отделение №3 было под парами, но топки погасли из-за поступления смешанной с водой нефти. Аварийная партия, мичман Коун и плотник Тейлин, отправились для осуществления контрзатопления, чтобы привести корабль на ровный киль, и они прекрасно справились с задачей.
4.Крен уменьшился, но риск для корабля опрокинуться оставался. Всем незанятым в отражении нападения было приказано выбрасывать за борт все тяжелые вещи, а также опустить за борт гидропланы. Оба самолета были успешно опущены за борт исключительно ручными приводами. Затем они отрулили к берегу острова Форд, доставив сообщение для дежурного. На них же отправлено на берег различное авиаоборудование и запасные части. Старший офицер медслужбы был отравлен на госпитальное судно «Салэс», чтобы помочь травмированным и раненных с других кораблей (у нас не было погибших, только несколько раненых). Кислородно-ацетиленовый агрегат и специалисты были отправлены к опрокинувшемуся ЛК «Юта», чтобы помочь вызволить людей изнутри корпуса. Один человек был спасен и он сразу же стал настаивать на возвращении, чтобы определить, возможно ли спасти кого-либо из своих товарищей. Запросили также прислать к КР спасательные понтоны и лихтер, стоящий у борт «Балтимор». Они были присланы и заведены к нашему левом борту со стальными тросами под корпусом. Были также заведены дополнительные манильские канаты и стальные тросы на причальные стойки с целью предохранить КР от опрокидывания.
5.Торпеды со снятыми боеголовками были вручную опущены за борт и отправлены к острову Форд. Торпедные аппараты, обе катапульты, стальной грузовой бум были все размонтированы и вручную сброшены за борт. Все пиллерсы, шлюпбалки, спасательные плоты и стойки также сброшены за борт. Отданы оба якоря.
см.далее....
P.S. Любопытно, гидросамолеты не только спускают на воду, но и загружают имуществом, а торпеды не сбросили, а "опустили и отправили"! Но ТА сбросили...
3 минуты
7 декабря 2023
407 читали