211,2 тыс подписчиков
Раскрытием икон называется удаление позднейших наслоений (слоев потемневшей олифы и иногда позднейших изображений – записей) и возвращение памятнику вида, близкого к первоначальному. Интересно, что этим реставраторы занялись лишь в начале XX века. До этого русская общественность вообще не подозревала, что иконами можно любоваться, что это произведение искусства, а не только предмет культа. Иконы были покрыты слоем защитного лака, который темнел со временем почти до черноты. К тому же, считалось, что иконы непременно должны быть закрыты металлическими окладами. Люди и не подозревали, что едва различимые под окладами темные от времени лики и руки святых – это настоящая драгоценность – русская церковная живопись, огромный пласт художественной культуры, скрытый от человеческих глаз.
Вот что писал об этом в 1916 году русский философ князь Евгений Трубецкой: «Совершившееся на наших глазах открытие иконы – одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. Мы проходили мимо иконы, но не видели ее. Она казалась нам темным пятном среди богатого золотого оклада, лишь в качестве таковой мы ее знали. И вдруг – полная переоценка ценностей».
В наше время перед раскрытием авторской живописи проводят тщательное исследование всех слоев. Ведь случается, что поверх одного потемневшего от времени изображения иконописцы рисовали следующее, пытаясь повторить первоначальный замысел. И так много раз. Но вопрос о том, снимать ли верхние слои, добираясь до первого изображения, решается на основе исследований. Подробнее читайте в нашем материале.
1 минута
7 декабря 2023
301 читали