Найти тему
3093 подписчика

Куклы Чанкай


Эти куклы почти точно копируют традиции изготовления кукол, которые использовались на засушливой центральной части побережья Перу 1000 лет назад. Эти современные куклы являются примером возвращения коренных перуанских ремесленников к истокам древних отраслей своих предков ради обеспечения себе нового источника доходов. Бывают случаи, когда современные куклы обманным путем продаются в качестве ценных экспонатов древности, но чаще всего андские ремесленники, поддерживая связь со своим прошлым, продают их как предметы народного искусства современного стиля, имеющего древние корни. Эти куклы прекрасная демонстрация размывания граней между прошлым и настоящим.
Современные коренные перуанские ремесленники воссоздают кукол Чанкай (названный в честь Чанкайской культуры, носители которой обитали в районе центрального побережье Перу примерно в 1000 - 1476 годах нашей эры) в старинном стиле, используя древние ткани. Главное отличие между древней и современной куклой в том, что у древних кукол лица были сделаны из тканой материи. Ткань для лиц изготавливалась специально. У современных кукол черты лиц обычно вышиты на простой ткани. Кроме того, поскольку есть рынок сбыта для кукол, текстильные фрагменты используемые в производстве современных кукол продаются со всей территории Анд. Поэтому неудивительно, что в производстве современной куклы применяется сочетание тканей из различных районов вдоль прибрежного Перу - от северного побережья к южному побережью, а также из различных временных периодов, разделённых во времени тысячами лет. Большинство кукол преимущественно изготовлены из Чанкайских тканей с центрального побережья.
Народ Чанкай населял долины Чанкай и Чиллон в районе центрального побережья Перу. Они славились своим текстилем. Тысячи образцов Чанкайского текстиля сохранились в музеях по всему миру. Отчасти это из-за хороших условий хранения на перуанском побережье, но вероятно также является результатом высококачественного производства. Чанкайцы были прекрасно знакомы с более широко известной и интенсивно изучаемой культурой Чиму с северного побережья. Между народами Чанкай и Чиму часто происходили конфликты из-за общей границы, разделявшей их. Тем не менее, именно из-за этого у них много общего в производстве текстиля. Оба региона были завоеваны и включены в империю инков в середине-конце 13-го века нашей эры.
Большинство из сохранившихся найденных древних кукол были помещены в могилы в качестве предметов домашнего быта. И действительно, подавляющее большинство древних перуанских тканей представленных в сегодняшних музеях, как, например, фрагменты использованные для одежды кукол были, скорее всего извлечены прямым или косвенным образом из мест захоронений. Это потому, что подобные места имеют меньше шансов быть разрушенными с течением времени, так же как и потому, что они менее зависимы от прочих аспектов, чем другие, более активные места, например как окружающие их жилые районы.
Прибрежные районы Перу и Чили, а также засушливые склоны Западных Анд очень благоприятны для сохранения текстиля. Влажность, - враг для предметов, сделанных из растительных или животных волокон. Пустыння в западных Андах - одно из самых засушливых мест в мире. Благодаря низкой влажности на побережье, множество образцов перуанского текстиля прекрасно сохранилось в сухой песчаной почве. Тканые образцы, сохранившиеся на протяжении тысячелетий, добавили значительное количество информации к тому, что нам уже было известно о доколумбовых народах Анд.
Неизвестно, делались ли Чанкайские куклы специально для размещения их в могилах, в качестве погребальных подношений, или они представляют собой предметы из жизни, вместе с которыми были похоронены их владельцы. Было выдвинуто множество версий.
3 минуты