117 подписчиков
Восточно-Европейская равнина, на которой первоначально протекало наше историческое развитие, не пересечена горными хребтами или иными непроходимыми препятствиями. И эта открытость в значительной степени повлияла на русский характер.
Но это же обстоятельство предопределило и незащищённость нашей земли от бесконечных волн кочевников, сметавших всё живое на своём пути. Нашим предкам постоянно приходилось отрываться от орала (земледельческое орудие, близкое к плугу) и браться за меч, для встречи непрошеных гостей. Не случайно слова «оратай» (пахарь) и «ратник» (воин) однокоренные.
Однако кочевые орды зачастую были столь многочисленны, что спастись от них можно было, только утаившись в непроходимых лесах и болотах, либо растворяясь в огромных пространствах своей земли. Но со временем противнику наносился неожиданный смертельный удар. Таких примеров можно привести множество. Начиная от «рассеяния» войска Дария в скифских степях (скифский поход персидского царя Дария I в 513 году до нашей эры, приведший к большим потерям и закончившийся уходом армии персов из Скифии), до наполеоновских и гитлеровских армий, «растворившихся» в русских полях.
При внутренних нестроениях происходило нечто подобное. Не желая принимать неприемлемое, народ как бы исчезал, становился невидимым подобно граду Китежу. Так мы пережили монголо-татарское иго, смуту, петровские реформы, послереволюционную ломку и лихие девяностые. Пушкинское: «Народ безмолвствует» означает не покорность, а нежелание участвовать в беззаконии. Сопротивление было невидимым, но оно зрело и в нужный момент проявлялось в «Стоянии на Угре», Нижегородском ополчении, советском патриотизме и в тихом устранении «пятой колонны» от рычагов власти в наше время.
Подробнее:
1 минута
17 ноября 2023