15 подписчиков
Дебют в кино Тэраяма Сюдзи случился в 1971 году короткометражкой «Император Томатный кетчуп» - фильм-притча о революции, учиненной детьми. Это странный, китчевый фильм, с львиной долей эпатажа, каковыми частенько бывают дебюты, и сравнивают с «Сало» Пьера Паоло Пазолини, хотя успешной среди критиков ленту назвать было сложно, либеральной молодежи фильм зашел то ли из-за политически-актуальной повестки, то ли из-за наличия эротических эпизодов. Вообще фильмы как лозунги, как перфомансные высказывания для Тэраяма были нормой, чего стоит хотя бы название следующего фильма «Бросай свои книги, выходи на улицу!» 1971 года. Фильм отсылает к эстетике студенческого восстания в Париже 1968 года.
Тэраяма Сюдзи отличался независимым нравом, противостоял крупным кинокорпорациям, это было для него принципиальным моментом.
Режиссер сотрудничал с частными кинокомпаниями и лишь единожды сотрудничал с крупным скандально-известным французским продюсером Анатолем Доманом, который в свою очередь в 1976 году открыл миру Осима Нагиса с его фильмом «Империя чувств».
Зачастую в фильмах Тэраяма главный герой - это подросток, который вглядываясь в свое прошлое, интерпретирует его в своем настоящем.
Максимально объемно эта тема проявляется в его фильме «Пастораль. Умереть в деревне» 1974 года, который состоит из множества сюрреалистичных эпизодов. Мир на экране абсурден, красочен, границы реальности и вымысла размыты, тут и там разбросаны предметы-символы, как маркеры-подсказки, чтобы не потонуть в этой манящей эклектике, карта Японии в фильме трансформируется в арт-объект. Режиссер в фильме предельно честен, даже когда путается в показаниях он делает это не преднамеренно, ведь так устроена память человека. В этом беспробудном мире метафор и символов главной фигурой выступает мать, тем самым режиссер демонстрирует нам «методичку» по «эдиповому комплексу».
Фильм любопытно разделен на несколько отдельных фрагментов различающихся визуально и стилистически, являя собой как бы фильм в фильме. Чем еще нам, как исследователям японской культуры, любопытен Тэраяма, так это его страстью к фольклорным мотивам.
Умер режиссер в 48 лет от онкологического заболевания. Он оставил после себя 200 литературных работ и более 29 фильмов.
#японскоекино #тэраямасюдзи
1 минута
11 ноября 2023