Найти тему

Первопроходцы педагогики

Эфир продолжит очередной выпуск нашей рубрики о первых учителях Усть-Илимска. На этот раз она необычна, так как это будет история об истории. Местный Краеведческий музей был открыт через тридцать лет после начала строительства и спустя двадцать лет после присвоения Усть-Илимску статуса города. Но его летопись уже бережно собиралась и хранилась в школах. Подробности – прямо сейчас.
Нина Васильевна для разговора об истории усть-илимских школ, несмотря на почтенный возраст, не поленилась прилететь из Иркутска, где сейчас живет. Краеведением и историей она увлеклась еще в средней школе одной из деревень Киренского района. Там ей повезло с педагогами. Нина Пешкова, учитель, организатор музейной и краеведческой деятельности в усть-илимских школах: «Были у нас директор школы, преподаватель истории, Тирский Виталий Николаевич. В те времена праздники все старинные были запрещены. Он приходил в нарядной форме, кушак. Значит сегодня какой-то торжественный крестьянский праздник».
Нина Васильевна хотела после школы попасть в пединститут, но весь выпускной класс по комсомольской путевке отправили поднимать производство в Шелехово. Там дружный коллектив продолжил собирать информацию о современной истории. Готовили материалы, писали рефераты и стенгазеты о других комсомольских отрядах со всей страны. Затем Нина Пешкова продолжала свои изыскания, общаясь со школьниками в библиотеке родного села. Случайная встреча все же привела ее в педучилище. Работала в «медвежьих углах». Кочевала по разным городам с мужем-строителем. Пережила ряд личных потерь и трагедий. В 1985 году перебралась в Усть-Илимск поближе к семье брата. Нина Пешкова: «Я не помню, кто тут был заведующим гороно, женщина какая-то была. – Здесь Сверчинская была. – Да, да. На Высотку отправляли работать директором. Бумаги все посмотрели: «Давайте поднимем школу на Высотке». Я говорю: «Я не хочу быть директором! Я хочу детей обучать».
В итоге упрямого педагога забрал к себе легендарный директор школы № 7 Леонид Павлович Пичуев. Работая даже с самыми младшими шестилетками, собирала материалы о работниках местного леспромхоза. Живую историю отдельных личностей, многие из которых были родителями ее учеников. Нина Пешкова: «Все в школах осталось. В седьмой школе все осталось. Материалов было полно набрано в кабинетах. Начальные классы там находились на первом этаже. Все было битком везде. Интересно было, город молодой был. Все интересно было».
Через пять лет Нина Васильевна перешла в школу № 15. И там уже занялась созданием полноценного школьного музея. Не забывая об интервью с работниками местных производств, проведении научно-практических конференций школьников по краеведению, полученным опытом вместе с директором ездили делиться в областной центр. Валентина Сахно, председатель Совета ветеранов работников образования и науки города Усть-Илимска: «Материала очень много. Дело в том, что она изучала не только строителей, но и тех, кто рядом лечил, предположим, врачей. У нее есть много описаний разных врачей, разговоров об учителях, которые первые приезжали. Она во все области вникала и собирала этот материал. И весь этот материал у нее оформлялся в красивых папочках, а не просто на листочках. Все это в фотографиях, все это собранный материал о людях. Люди, которые приходили, они видели, смотрели, читали. Сами про себя читали, что сами о себе не знали, что они таковы. Потому что она раскрывала их. – Не я, а дети! – А учащиеся все описывали. На конференциях выступали».
Нина Пешкова не только породила традицию, но и воспитала себе достойную смену, даже напрямую, в семье. Краеведением сейчас занимается и ее внучка. Также, как и многие ребята, идущие по стезе первых исследователей молодого Усть-Илимска. Дарья Орлова, внучка Нины Пешковой, помощница в краеведческой деятельности: «Собирала информацию. Возьмем ту же Валентину Ивановну Сахно. Ходила, брала у нее интервью про ее деятельность. Она мне рассказывала. У меня это в памяти очень хорошо запомнилось. Чаще всего брала интервью, писала статьи».
3 минуты