Найти тему
27 подписчиков

Искусственный интеллект сделал реальностью то, что всегда было недоступным. Мы представляем ближайшее будущее, где каждого ребенка сопровождает его персональный учитель: 24 часа в сутки, в любом месте на планете, с доступом почти ко всем знаниям мира, но возникают вопросы:

      — чему он будет учить? 
      — что он будет знать о ребенке?
      — и какие преследовать цели?
ИИ прекрасно достигает целей, но только тех, которым его учат. Обучение у ИИ устроено так: берем кучу данных, размечаем, что они означают, и говорим, что нравится, а что не нравится. Потом ИИ идёт всё это изучать и возвращается уже натренированным. Что там происходит под капотом, и как именно ИИ принимает решение — никто не знает. Но решения чаще всего принимает правильно, и точность постоянно улучшается, и это здорово.
Как ИИ работает в образовании
Один из примеров выглядит так: берем всех учеников школы, собираем и размечаем данные. Например, у Максима хорошо идёт математика, а у Нургуль литература. ИИ анализирует эту информацию и ещё 100500 других пунктов: отслеживает прогресс по предметам, собирает информацию, как студент выполняет задания — утром или днём, в выходной или вечером. Вплоть до того, как быстро ученик двигает курсор по экрану. Всё это заваривается в большой котёл, и ИИ учится по этим данным строить индивидуальную образовательную траекторию.
Проблема
Какие данные мы отдаём ИИ? Ведь разных странах у разных детей разные образовательные траектории, свои культурные и национальные особенности, разный уровень достатка и мное другое. Не получится ли так, что обученные модели ИИ смогут эффективно учить только тех детей, у которых и так был доступ к хорошему образованию, просто потому, что ИИ обучали на лучших практиках в лучших школах?
Что делать сегодня
Нам нужно обеспечить цифровизацию образования для всех детей, если мы хотим, чтобы ИИ в равной степени был доступен и полезен детям по всему миру. Нам нужно учиться собирать данные о траекториях, лучшие практики обучения в каждой стране, выявлять особенности обучения детей разных национальностей, в разных социальных условиях, с разными возможностями для последующей самореализации. 
Также нужно понимать, как будет решаться вопрос баланса интересов общества, экономики, страны и персонального развития.  Последнее означает, что каждая страна должна иметь свои, суверенные системы цифровизации образования. А значит мы, каждый из нас сегодня должен в полной мере обладать знаниями и готовностью такие системы создавать. А вы готовы создавать такие системы?
2 минуты