Найти тему
8733 подписчика

В начале месяца юбилей отметила «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро


Это классический зомби-фильм, который ввел множество жанровых тропов - при том, что слово «зомби» там ни разу не звучит, происхождение пожирателей плоти связано с радиацией (никакого вируса), а главным героем, что совершенно нехарактерно для хоррора в прежние годы (да и не так часто встретишь сегодня), выступает афроамериканец.

До Ромеро нежить в кино имела оттенок вуду. В «Белом зомби» 1933 года и «Чуме зомби» 1966-го трупы были возвращены к жизни с помощью черной магии и, что еще более сюрреалистично, использовались в качестве дешевой рабочей силы на заводах и рудниках - зомби, по сути, являлись преднамеренным продуктом деятельности человека и мало чем отличались от монстра Франкенштейна. Джордж Ромеро предложил более лаконичный и популярный нынче взгляд на живых мертвецов - сценарий апокалипсиса, таинственно возникающего из размеренной американской жизни.

Также Ромеро одним из первых понял, что музыка в ужасах не должна быть чисто инструментальной - в холодном синтетическом саунде куда больше неизведанного и пугающего. «Ночь живых мертвецов» начинается с обычных для фильмов «категории Б» струнных, однако позже в саундтреке возникает цифровой гул и грохот; в сцене нападения маленькой девочки на свою мать крик женщины модулируется электронным эффектом и перетекает в какой-то потусторонний звук. Идеи по внедрению электроники в пространство хоррора впоследствии переняли другие авторы - наибольшего успеха в этом плане достиг Джон Карпентер с его иконической темой «Хэллоуина».

Ну и, конечно, Ромеро показал, что люди иной раз опаснее чудовищ: с одной стороны, групповая паранойя (резонирующая социальной тревоге во время Холодной войны), толкающая героев на конфликты со смертельным исходом, с другой - военные, сознательно действующие неразборчиво и жестко.

Впрочем, фильм ценен не только жанровыми инновациями - несмотря на возраст (55 лет!) и скромный бюджет, «Ночь живых мертвецов» до сих пор способна вселить жуть. Здесь есть явные влияния Хичкока и Полански, на зависть удачное и частое использование головокружительного голландского угла, а финальные стоп-кадры, напоминающие реальные фотографии массовых катастроф, наверняка произведут на вас сильное впечатление.

#Разбор
В начале месяца юбилей отметила «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро  Это классический зомби-фильм, который ввел множество жанровых тропов - при том, что слово «зомби» там ни разу не звучит,...
1 минута