127 подписчиков
ПИСЬМА С ФРОНТА НА И НА ФРОНТ
"Говорящие экспонаты книжной галереи" - статья в Литературной газете.
Этому музею, затерявшемуся в тиши причистопрудных переулков, уже больше 30 лет.
Свой первый официальный статус – «музей книги» – он приобрёл только в 2007 году. Нынешнее его наименование – «Книжная галерея Вольфсона» – подчёркивает частный характер заведения.
Сам Вадим Вольфсон не только коллекционер книг и артефактов, связанных с книгами. Он ещё и книжный реставратор, и галерист-экспозиционер, и издатель, точнее, создатель уникальных ручных микротиражных изданий.
Начиналось всё с тематической библиотеки по истории книжного дела.
Но книжное дело – это не только полиграфия, промышленная или штучная, это и своеобразное искусство, и издательский (предпечатный) процесс, и даже маркетинг и реализация.
Книга подразумевает автора и читателя, автор подразумевает рукопись, рукопись же подразумевает много чего ещё: бумагу, перо, авторучку, чернила, пишущую машинку.
Читатель же подразумевает грамотность, а ещё лучше образованность и культурность.
Отсюда – склонность к материалам и предметам, связанным с историей школы в России и СССР: металлическим перьям и ручкам, карандашам и бюварам, тетрадям и прописям, дневникам и аттестатам, учебникам и пособиям.
Разнообразие этих атрибутов впечатляет: одних только тетрадей у Вольфсона – более тысячи, карандашей – с полторы тысячи, а металлических перьев – своего рода конёк коллекции! – больше 16 тысяч.
И это не только собирательство, но и изучение – истории русских производителей и торговцев перьями, тетрадками и чернилами.
Как и истории русских писателей, поэтов, учёных и художников, чьи автографы, инскрипты и редчайшие издания также в фокусе внимания Вадима Вольфсона.
В сущности, его галерея – это научно-исследовательский институт и производственная мастерская под одной крышей.
В галерее представлены все периоды двух последних веков российской истории, но как-то сам по себе обозначился и выдвинулся в качестве центрального период Великой Отечественной войны. Детские тетради и рисунки военной поры, учебники, перья и карандаши, стихи и ноты! Тысячи писем с фронта и на фронт, фотографии, записные книжки, дневники, даже «Памятка армейскому книгоноше» (была и такая военная специальность!).
Материалы из этой части галереи Вольфсона так и просятся в нашу рубрику. Добро пожаловать!
________________________________________________________________
Лёнька Копьёв
6 июля 1941 года рядовой красноармеец Копьёв Леонид Иванович 1921 года рождения попал в плен. Парню 21 год, с начала войны прошло 14 дней. Две недели войны, Лёня Копьёв в плену у фашистов. Он не успел написать ни одного письма с фронта, он даже не видел той войны, а вот война его разглядела и была к нему беспощадна.
Трофейная персональная карта военнопленного зафиксировала его смерть 20 декабря 1941 года в стационарном лагере для военнопленных (шталаге) II G (323). Это в Пруссии, недалеко от населённого пункта Гросс Борн. Первая партия советских военнопленных – около 1500 человек – поступила в лагерь 27 июля 1941 года. Лёньку привезли несколько позже: его лагерный номер – 10244.
…Семья Копьёвых проживала в Москве, в уютном месте, между двумя Ордынками – Малой и Большой.
«Здравствуйте, Иван Михайлович!
Сегодня получили от вас открыточку.
Спасибо, что вспомнили о нас.
Иван Михайлович и Маруся, прежде всего я выражаю своё глубокое сожаление и разделяю с Вами ту скорбь и то великое горе, которое Вы переживаете по поводу дорогой утери Вашего единственного сына Лёни. Но так ли это?
Возможно, это ещё ошибка.
Не хочется верить, нет этого жизнерадостного, почти ребёнка, мальчика. Я представляю сейчас Марусю в её горе. Я ещё счастливая мать, что не имею взрослого сына, и ведь нет большей скорби, скорби матери. Очень расстроена болезнью мамы. Что с ней? И почему мне Елена ничего не пишет? Стасик особенно расстроен болезнью бабушки и сообщением о Лёне. Сегодня встретил меня слезами (он получил открытку). Он уже большой, учится в третьем классе, учится отлично. Но тоже худой, истощённый. Ведь мы живём очень плохо.
3 минуты
10 октября 2023