306,3 тыс подписчиков
Россияне становятся «заложниками» телефонных мошенников.
Те все чаще используют для своих целей реальные номера телефонов наших соотечественников.
«„Я узнал, что мой номер используют мошенники, когда продавал через интернет свои старые вещи и покупатель отказался от сделки, потому что мой номер определился у него на смартфоне с пометкой „опасный звонок““;
„Люди пишут, что с моего номера им звонили с предложениями различных услуг, представлялись службой безопасности разных банков, сотрудниками полиции, Следственного комитета, прокуратуры и не только. Один раз перезвонил мужчина, пригрозил расправой и обещал подать заявление в полицию. Я в шоке от этой ситуации и не понимаю, что мне с этим делать. В техподдержке моего оператора связи мне сказали, что ничем не могут помочь, и предложили просто поменять номер. Но он у меня уже 10 лет, и я не хочу его менять“», — сообщения от других россиян, попавших в аналогичную ситуацию, стали появляться на популярных в Интернете форумах еще с весны 2022 года.
Однако, в последнее время, мошенники все чаще для подмены номера стали использовать настоящие телефонные номера граждан нашей страны. Настоящие хозяева номеров узнают об этом после того, как им перезванивают обманутые люди и угрожают отомстить, а интернет-сервисы помечают звонки как потенциально опасные.
«Обращение в службу безопасности оператора связи, как правило, не дает никакого результата. Пока у этой проблемы нет решения, но знать об опасности следует каждому человеку, который пользуется смартфоном», — говорят эксперты.
Немало россиян уже столкнулось с блокировкой своих аккаунтов в мессенджерах по жалобам других пользователей на нежелательные звонки и сообщения. Доказать несправедливость блокировки очень тяжело. Хотя детализация звонков показывает, что на самом деле номером пользуется только его настоящий владелец. А другим людям услуги связи по этому номеру не предоставляются. Абоненту показывают на экране смартфона подменный номер, а не тот, с которого действительно звонят мошенники. Например, номер абстрактного «Сергея из Москвы» или Ивана из Хабаровска. Регион значения не имеет — в заложниках мошенников оказались пользователи сотовых операторов по всей стране.
Технологию использования подменных номеров в качестве прикрытия злоумышленники позаимствовали у служб доставки, маркетплейсов и других коммерческих интернет-ресурсов, активно использующих эту функцию. При этом отключить ее по обращению к своему оператору связи настоящий владелец номера не сможет. В чем опасность распространения функции подмены номера?
«В теории злоумышленники могут получить доступ к банковскому счету любого человека, если будут обладать комплектом из подменного номера и паспортных данных своей жертвы. В этом случае главное, что будет отделять преступников от банковского счета объекта кибератаки — это кодовое слово», — говорит представитель службе безопасности одного из крупнейших банков России.
Что же делать с этой напастью? Крупные операторы сотовой связи пока лишь тестируют систему антифрода (борьбы с телефонным мошенничеством) для защиты от использования подменных номеров. Но пока в полную силу она не заработала по техническим причинам, хотя тесты проходят еще с декабря прошлого года. Вопрос ее запуска достаточно технически сложен. К примеру, генеральный директор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов поясняет:
«Ситуация должна измениться в будущем — для этого требуется модернизация сетей связи, но это займет время. Пока сам абонент, номер которого используют мошенники, мало что может сделать. Только заявить о том, что его номером злоупотребляют. Можно игнорировать незнакомые вызовы, чтобы не сталкиваться с незаслуженным негативом от перезванивающих после общения с мошенниками людей», — советует он.
Кстати, если ваш номер все же угодил в руки злоумышленников, а менять его категорически не хочется, то можно попробовать побороться за свое честное имя:
«Процедуры, чтобы очистить свой номер раз и навсегда, на сегодня не существует. Но если вы хотите добиться, чтобы ваш номер перестали маркировать как мошеннический, то можно написать обращения во все кр
3 минуты
7 октября 2023
249 читали