1395 подписчиков
В 20-е годы прошлого века пара больших немецких ученых: Пауль Друде (в самом начале века) и Арнольд Земмерфольд (в 1920-е) не на шутку обеспокоились вопросом электронной структуры металлов.
В своих работах они пришли к выводу, что в металле у каждого атома есть такой электрон, который не привязан к нему, а бултыхается себе во всем объеме металла вместе с другими такими же непутевыми электронами. Эти непутевые образуют т.н. «электронный газ», благодаря которому металлы так прекрасно проводят электрический ток.
Модель Друде-Зиммерфольда называется также моделью «свободных электронов», как раз потому что они не связаны жестко со своими атомами.
Но это там у них. А что же у нас? А у нас в те же годы (20-30-е) полным ходом шло «формирование аграрной экономической модели СССР» через утраты и страдания миллионов его жителей. Коллективизация.
Так, постойте, а что у нас с электронами происходит в металле? Свободные? Какие свободные!? Они же общие! Не просто общие, каждый атом в структуре нашей страны, ой... нашего металла пожертвовал, оторвал от себя по одному электрону, на общее благо! Они же коллективизированные! С каким, наверное, жаром ухватились тогда за такое-то совпадение.
По крайней мере такой байкой нас угощали курсе на третьем в Институте Стали и Сплавов, где я учился. Судя по тому, что в настоящее время «коллективизированными» электроны в металле называют, в основном, в странах бывшего СССР или ранее близких к нему, склонен считать, что это и не байка вовсе. Конечно сейчас термин используют уже по привычке и без оглядки на контекст.
1 минута
19 октября 2023