Найти тему
36,8 тыс подписчиков

Не все знают, что Николя Фламель, персонаж первой книги о приключениях Гарри Поттера (там он, если помните, выведен в качестве создателя философского камня), фигура вполне историческая. Он жил в XIV веке во Франции, был книготорговцем и алхимиком. Его дом (ну, или дом, построенный на месте того дома, в котором они с супругой жили) до сих пор можно наблюдать в Париже, на улице Монморанси.


Однажды в руки Фламелю попал странный манускрипт, написанный частично на греческом, частично на латыни, а частично на арамейском. С первыми двумя языками Фламель справился сам, а вот специалиста по арамейскому ему пришлось искать в Испании, поскольку во Франции живого еврея встретить было тогда затруднительно. Под видом паломничества к Сантъяго-де-Компостела Фламель посетил пару ученых талмудистов, с помощью которых сумел прочесть заветный манускрипт и обнаружить в нем инструкцию по изготовлению философского камня. Которой, разумеется, незамедлительно воспользовался.

Фламель действительно прожил достаточно долгую (особенно по тем временам) жизнь, однако по-настоящему интересным его существование становится, так сказать, post mortem. Начиная с XV века Фламеля периодически видят разные люди - кто-то встретился с ним в подземной мастерской в центре Парижа, кто-то столкнулся с ним во Французской опере, кто-то получил записку от его жены.

Одно из самых интересных свидетельств посмертной жизни Николя Фламеля оставил еще один мой любимчик - путешественник, ученый, авантюрист и мистик XVII века Поль Люка. Я познакомилась с Люка (нет, не лично, он, кажется, все же по правде умер), читая статью об античном Сагалассосе в Турции - одном из самых волшебных и зачарованных древних городов в мире, руины которого первым из европейцев обнаружил, описал и атрибутировал Поль Люка. Мы провели в заснеженном Сагалассосе последние довоенные выходные, поэтому, как вы понимаете, он занимает в моем сердце особое место - но это к делу не относится.

Так вот, Поль Люка в своих мемуарах описал диковинную встречу с двумя путешественниками, которые клялись, что буквально за пару недель до этого расстались с Николя Фламелем и его женой в Индии. По их утверждениям, Фламели чувствовали себя превосходно, выглядели молодо и свежо, а собственную смерть они инсценировали для того, чтобы сбежать из Парижа, не привлекая внимания инквизиции.

Тут, пожалуй, будет уместно заметить, что в путешествиях по Турции, Египту и Ближнему Востоку компанию Полю Люка составлял сириец-маронит по имени Ханна Дияб. Дияб явно был абсолютно очарован Люка и позднее описывал его как человека не только ученого и бесстрашного, но и сведущего в магии. Так что, возможно, друзья Фламелей тоже были люди непростые и встретились на пути Люка неслучайно.

Ну, а про этого самого Дияба в свою очередь нужно знать следующее: именно с его слов французский архивариус и филолог Антуан Галлан уже в начале XVIII века записал большую часть сказок "Тысячи и одной ночи", положив тем самым начало европейской арабистике.

Конечно же, жемчужиной рукописи Галлана стали две самые известные сказки - про Аладдина, а также про Алибабу и сорок разбойников. Тонкий нюанс состоит в том, что ни в одном из арабских первоисточников этих сказок нет, так что вероятно Ханна Дияб их просто придумал.

Думала просто рассказать вам про Фламеля, а получилась очередная моя история с множеством имен собственных, без морали и даже без красивой завитушки на конце, но я почему-то не могла ею с вами не поделиться.
Не все знают, что Николя Фламель, персонаж первой книги о приключениях Гарри Поттера (там он, если помните, выведен в качестве создателя философского камня), фигура вполне историческая.
2 минуты
658 читали