104,4 тыс подписчиков
По признаниям будущего колчаковского военного министра и начальника снабжения А. П. фон Будберга, ещё в мае 1917 года у него зародилась мысль о переходе на «добровольческие рельсы». То бишь, услать домой всех не желавших далее воевать солдат. Будберг полагал, что уйдут всё же не все. А оставшиеся за счет мотивации будут удерживать позиции эффективно и достаточно долго.
Здесь очень характерно то, как генерал описывает солдат образца 1917 года, как он к ним относится, за что их считает:
«...я был бы счастлив, если бы судьба меня избавила от этих навозных куч, составленных из собранных отовсюду отбросов, обильно залитых самым большевистским жидким удобрением... Лучше иметь 4000 отборных людей, чем 40 тысяч отборной шкурятины» (с) А. П. фон Будберг. Дневник белогвардейца.
Не один Будберг мечтал о «добровольческой армии», но деятели Временного правительства к этой идее относились очень прохладно: им казалось, что такие «отряды энтузиастов» потом смогут захватить власть и политически «повернуть вправо».
Между прочим, описание Будбергом солдат «образца 1917 года» многое говорит не только о Будберге (и подобных ему), но и о кадровой ситуации в армии к 1917 году. Что у вас до 90% личного состава — «отбросы». Ну так, видимо, больше никакого «материала» для строительства армии не осталось. И это вина, в том числе, командиров, которые не сумели сладить с собственными подчиненными.
И в дальнейшем тот же Будберг (и многие другие белые, начиная с Л. Г. Корнилова) будет сокрушаться и возмущаться: где же добровольцы, почему к нам не идет солдат, почему он за нас не воюет. Видимо, были причины.
1 минута
13 сентября 2023
1036 читали