Найти в Дзене
177,5 тыс подписчиков

Мы едем из Кисловодска на юг, держась асфальта, а потому из центра Кичи-Балыка взбираемся на серпантин. В его петлях - менгиры. Дорога взбирается на плато Шатджатмаз в системе Скалистого хребта. Высшую точку Шаджатмаза (2127м) венчает Кисловодская горная астрономическая станция, состоящая из филиала Пулковской обсерватории, построенного в 1948 по репарациям, и Кавказской горной обсерватории МГУ, созданной в 2009-14 годах взамен оставшихся в Новом зарубежье.


В ясный день с обсерватории как на ладони все КавМинВодские лакколиты, и предложил заехать туда на обратном пути. Но 2 километра - достаточная высота, чтобы дорогу могло накрыть облако, и попетляв в непроглядном тумане, мы спустились с Шатджатмаза ни с чем.

И уж тем более прятался в тучах Главный Кавказский хребет - по хорошей погоде с другой стороны Шатджатмаза должна открываться стена высоких гор во главе с белоснежным двуглавым Эльбрусом. Зато без дальних гор лучше виден Кинжал, или точнее Канжол - плоское плато на высотах под 3 километра, под которым в 1708 году кабардинский князь-валий Кургоко Атажукин разбил войско крымских татар, застав врага врасплох по подсказкам народного мудреца Джабаги Казаноко.

Так Кабарда положила конец полутора векам крымскотатарского ига, а дальше её судьбу, как щепку в порожистой речке, закрутили амбиции русских царей и турецких султанов. Канжол, с которого открываются как бы не лучшие виды Эльбруса - уже в Кабардино-Балкарии, а разделяет две республики темнеющая впереди пропасть. Это - не долина между двух хребтов, а самая что ни на есть теснина вроде тех, которыми мы поднимались на балкарские Черек и Чегем. Теперь наш путь - поперёк теснин, и дорога ухает в бездну.
1 минута
1271 читали