2784 подписчика
Время очередной перестройки?
Проблем и задач в топливно-энергетическом комплексе РФ сегодня как никогда много. Они рассматриваются не только на уровне государства, но и на местах — в отраслевых компаниях, которые ищут возможные варианты и продумывают практически каждый шаг.
Необходимо искать пути решения проблем, обрушившихся на энергетический комплекс России, в части его развития, достижения технологической независимости. Особое значение приобретает сотрудничество и взаимодействие представителей отрасли с профильными комитетами, которые готовы помочь в решении острых вопросов. Об этом заявил заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭКа Виктор Кузенков на заседании Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭКа по проблеме модернизации отрасли и взаимодействию с поставщиками.
Один из таких вопросов касается взаимодействия участников отрасли с Фондом развития промышленности (ФРП).
«Для меня было неожиданным, что в течение ряда лет я не видел ни одного серьезного проекта, который бы рассматривался в Фонде, связанного с электроэнергетикой. Вопрос — это сдерживается в каких-то структурах либо еще не освоена такая вещь, как взаимодействие с ФРП», — подчеркнул Виктор Кузенков.
Еще одна острая проблема связана с взаимодействием заказчиков и подрядчиков.
«После развала Советского Союза поставщики и заказчики оказались по разные стороны баррикад, — отмечает председатель подкомитета ТПП РФ по взаимодействию ТЭКа со смежными отраслями Елена Логинова. — Машиностроители обвиняли компании ТЭКа, энергетики — машиностроителей. Отсутствовало понимание того, что нефтегазовые компании, производители оборудования и строительные подрядчики — это единый комплекс. Они должны всячески развивать сотрудничество по аналогии с тем, как это происходит в армии, космосе, атомной промышленности. ТЭК — тоже стратегическая сфера, но оборудование для ТЭКа активно закупается на Западе. В частности, угольщики плотно «подсели» на оборудование из Польши, Чехии, Германии, США и Японии».
При этом импортозамещение проходило весьма своеобразно: по линии Минпромторга, Фонда развития промышленности, Агентства по технологическому развитию осваивались большие ресурсы. А энергетики были как будто сами по себе. Сейчас ситуация меняется, но время потеряно.
«По нашему мнению, венцом импортозамещения является не объем освоенных средств господдержки. Не красивые разговоры об увеличении доли российского содержания в крупнейших проектах ТЭКа, — комментирует Елена Логинова. — Здесь в электроэнергетике дело обстоит лучше, чем в нефтегазовой промышленности, и гораздо лучше по сравнению с нефтехимией, газохимией и угольной промышленностью. Тем не менее проблемы есть».
«Важнейшей государственной задачей на данный момент является сохранение реальных производителей оборудования и строительных подрядчиков. Их осталось немного. Надо выявить уцелевших. Тех, кто не занимается крупноузловой отверточной сборкой, имеет станочный парк, конструкторов, технологов, заводские лаборатории, разработки. Кто уважает интеллектуальную собственность, выполняет социальные обязательства.
Такие компании не могут конкурировать на тендерах с так называемыми «гаражами», которые работают на ворованной документации, не обеспечивают стабильный уровень качества и технического обслуживания, — считает Елена Логинова. — Убеждена, что в нынешних условиях заказы надо распределять среди реальных российских компаний. Время игр с тендерами прошло.
Реальные производители и строительные компании всегда найдут между собой общий язык, если их избавить от «гаражей», которые ломают рынок.
Очевидно, что наступил тот момент, когда нужно выстраивать кооперации и переориентироваться на российские решения.
Продолжение ниже 👇🏻
3 минуты
27 августа 2023