Найти тему

Как-то на одном из концертов Кубанского хора в Пятигорске ко мне подошла женщина, рассказала, что родом с Кубани.

Потом призналась: «Мне 68 лет, а я до сих пор помню, как пела моя бабушка. Иногда пою их и плачу. А порой думаю - помру и песни с собой на тот свет унесу. Себя-то не жалко, все там будем. А вот песни должны людям оставаться, без них душа пустеет. Запиши сынок, да спой их, чтобы наша казачья слава не пропала». 

Вот и весь секрет. Это со­временные песни в усладу. Порой даже непонятно, какую информацию они несут. К сожалению, сейчас в мире главенствует глобализм. Он стирает границы государств и размывает все национальное. Такое чувство, что поставлена задача - уничтожить все индивидуальное, превратить народ в быдло, которым легко управлять. И сопротивляться этому, сохранить самобытность может только искусство. Фольклор, традиции - это сущность и сердцевина каждого народа. Если мы забудем язык, культуру, обряды - будем уже не народом, а населением. Допустить это никак нельзя. 
- Виктор Гаврилович, у со­временных детей много возможностей, но нет четкой цели. Многие заканчивают школу и толком не могут определиться, кем же они хотят быть. Почему такое происходит?
 - Знаете, как у человека определяется смысл жизни? Тем, что ребенка окружает, тем, что он читает, с какими людьми общается, кто его направляет. О чем сегодня больше всего говорят - о том, что миром правят рыночные отношения. Что показывают по телевизору? Насилие, убийства, разборки. Ну как маленькому человечку во всем этом разобраться и найти правильный путь!
- Вы выросли в станице, где ни о каких благах цивилизации не было речи. Как вы шли к своей цели?
- Могу сказать про себя: несмотря на то, что детство и юность пришлись на тяжелые послевоенные годы, Господь посылал людей, которые помогали и направляли меня. У нас дома до 17 лет не было даже радио. И черпать какие-то знания можно было только из книг. Вот я и читал взахлеб. Казалось, за нашей станицей огромный мир. И так хотелось его посмотреть.
Что касается музыки, то семья у меня была музыкальная - отец пел, мать играла на балалайке и все время пела. Времена были страшные, отец не вернулся с фронта. Мой брат умер от голода. Тем не менее, надо было как-то жить. Под­держивать друг друга. И песни не давали упасть духом.
В 1942 году моя станица Дядьковская была в оккупации. Уходя, фашисты собрали все небольшое станичное богатство и подожгли его. Среди этих трофеев была и гармонь. Мой старший брат подбежал к этому пылающему костру, выхватил инструмент и убежал. Я помню, когда взял ее в руки, меня охватило состояние счастья. 
Мечта о музыке была невероятная. Я настолько ее любил, что в 5 классе (это был 1949 год) со всей детской непосредственностью и наивностью написал Сталину письмо. Что я хочу стать артистом и композитором. Но у нас в станице нет ни кружков, ни фортепиано, ни баяна, ни других инструментов.
Суть письма сводилась к тому, чтобы за мной приехали и забрали учиться. На обложке тетради, в которой было мое обращение, написал: «Москва, Кремль, Сталину» - и бросил в почтовый ящик. Я и подумать не мог, что оно наделает столько шума. 
Через какое-то время получил ответ: «Дорогой Витя, в нашей советской школе открыты все двери, учись на 4 и 5 - и ты станешь артистом». Я очень расстроился, что меня сразу не забрали учиться. 
А потом… в станицу приехала целая комиссия, проверили школу, сняли директора. Меня стали травить. Дети обзывали артистом и композитором. Учителя стыдили: как я осмелился написать самому Сталину. 
В общем, в школу я перестал ходить… И продолжалось это полгода, пока не назначили нового директора Михаила Петровича Рыбалко. Он был настоящий педагог. Пришел к нам домой и по-отечески, по-доброму поговорил со мной.
Убедил, что продолжить учебу надо. А главное - пообещал научить играть на баяне. И я был так счастлив, когда в школу купили инструмент и даже давали мне брать его домой. 
3 минуты