Найти тему
55,3 тыс подписчиков

Творчество Клода Лелуша: мнение советского киноведа 1972 года.


Как советское киноведение 1970-х оценивало творчество известного французского режиссера Клода Лелуша (Claude Lelouch), автора знаменитого фильма "Мужчина и женщина"?

Ответ на этот вопрос - в статье (1972 год) киноведа Янины Маркулан, текст которой приводится ниже полностью (в тексте Янины Маркулан фамилия режиссера переведена на русский язык как "Лелюш").

Янина Маркулан (1920-1978), киновед

Любовь, жизнь, смерть по Лелюшу

"Удача пришла к нему в 29 лет.
Удача была фестивально шумной и нарядной, приятной и щедрой. Она принесла не только все, что тешит тщеславие, — награды, восторги поклонниц, нетерпеливое внимание рекламы, но и более реальные вещи — миллионные барыши, например.
Удача была полной, почти совершенной. Завоеваны были зрители буквально всех широт и народов, но завоеваны были и «снобы», ведь именно из их рук он получил столь долгожданные и желанные международные Grand Prix, Оскары и прочие знаки триумфа.
Кончилась долгая пора, когда о нем просто молчали. Отныне имя Клода Лелюша, этого новоявленного киномессии, станет почти символом, из него сфабрикуют миф о «великом поэте экрана», «режиссере, создающем кино для всех», «о гениальном лирике» и т. д. Фильм «Мужчина и женщина», с которого все началось, станет бестселлером, побьет все рекорды популярности и доходности. И, может, все было бы прекрасно, если бы не шло время, если бы вслед за «Мужчиной и женщиной» не появились другие создания Лелюша, а также целый косяк картин, сделанных «под Лелюша» не только во Франции, но и в других странах.
Лелюш и «лелюшизм» стали определенным явлением кинематографа, и поэтому стоит внимательно всмотреться в это явление, понять его механизмы возникновения и влияния на зрителя, его позитив и негатив.
Клод Лелюш пришел в кино вместе с теми, кто создавал «новую волну». В 1955 году восемнадцатилетний дебютант снимает свою первую короткометражку. За одиннадцать лет их будет свыше двухсот коротеньких фильмов на любые темы, заказанных парижским телевидением, рекламными конторами, спортивными клубами. Будут среди них и scopitones — экранизированные песенки. Будут и полнометражные игровые ленты, в пух и прах изруганные критикой, но имевшие немалый кассовый успех в ФРГ и Швеции, например. Но никому в голову не придет ни тогда, ни сегодня причислять Лелюша к «новой волне», к тому направлению, которое на сломе 50–60-х годов ввело в кинематографический обиход новое содержание, новые приемы, нового героя. Тесно связанная со своей социальной группой, с мелкобуржуазными кругами, «новая волна» имела довольно ограниченное поле зрения. Ее замкнутость, элитарность, рафинированность, определенная рациональность стали причиной быстрого «ухода со сцены», ее капитуляции перед коммерческим кино.
Лелюшу по многим причинам было не по пути с «новой волной». Ему нравилось ее пристрастие к «скрытой камере», хроникальной достоверности фона, эпатажность тем, среды, но раздражала элитарность фильмов, проблемность, сводящаяся к утверждению идеи о плохой устроенности мира, в котором нет гармонии, счастья, надежды. Лелюш понимал, что зритель устал от моды на пессимизм, ему надоело решать киноребусы и думать о невозможности элементарного счастья. Что если сделать фильм-антипод, вывернуть все наизнанку: вместо пессимизма предложить оптимизм, вместо хаоса дедраматизации — складную историю, вместо раздражающей незавершенности — гармонию классического happy end' а и т. д.?
Так, непризнанный «новой волной», жестоко изруганный ее критикой, Клод Лелюш «Мужчиной и женщиной» дал ей бой" (...).
Опубликовано: Маркулан Я. Любовь, жизнь, смерть по Лелюшу // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня. Вып. 3. М., 1972. Продолжение текста этой статьи здесь:
3 минуты