Найти тему
89,7 тыс подписчиков

Тотальная франкоязычность высшей знати Российской империи эпохи Александра I порой приводила к весьма забавным результатам.

Вот например, московским губернатором служил прекрасный человек, храбрый кавалерист, «бедняк из бедняков», Дмитрий Голицын - сын «усатой» княгини Натальи Петровны, той самой графини из «Пиковой дамы». «Бедняком» он считался потому что маменька выделяла ему «несчастные» 50 тысяч рублей в год, которых князю не хватало ни на что (другие запросто на 300 – 400 рублей в год служили). Но сейчас речь не о управлении финансами и огромных представительских расходах, а о языковом барьере.
Как и многие другие князья и графы этой эпохи исконно русский со всех сторон князь Дмитрий Владимирович, русского языка почти не разумел и говорил на нем с трудом. При этом по долгу службы ему периодически приходилось выступать с речами именно на русском. Например, в Дворянском собрании во время выборов.
В таких случаях Дмитрий Владимирович подходил к делу максимально ответственно. К выступлению он готовился так:
Сначала князь и его помощники писали речь на французском языке. Князь оттачивал все обороты и аргументы, принимая самое активное участие в работе над документом. Потом подготовленную речь отдавали переводчику, который переводил ее на русский. Затем князь садился и тщательно заучивал речь на русском назубок, не очень хорошо понимая, что он вообще говорит. В результате получались забавные оговорки, над которыми любил повеселиться Вяземский.
Тотальная франкоязычность высшей знати Российской империи эпохи Александра I порой приводила к весьма забавным результатам.
1 минута
1531 читали