413 подписчиков
В эти выходные предлагаю вам три разных фильма, каждый из которых является экранизацией классического романа. Три разных автора: Томас Гарди, Эрих Мария Ремарк, Стивен Кинг. Три разных режиссёра: Роман Поланский, Эдвард Бергер, Крейг Бэксли. И при этом одинаково бережное отношение к переносимому на экран литературному материалу.
"Тэсс" Романа Поланского (Tess, 1979). Фильм посвящён Шерон. Жена Поланского, Шерон Тейт, незадолго до её трагической гибели принесла ему роман Томаса Гарди "Тэсс из рода д'Эрбервиллей", сказав, что из него получится прекрасное кино. И оно получилось. Сюжет такой: старшую дочь из бедной семьи родители отправляют знакомиться с дальними богатыми родственниками. Встреча с беспринципным скучающим кузеном окажется для девушки настолько роковой, насколько это было возможным в английском романе конца XIX века. На потерявшую веру в людей Тэсс в исполнении 17-летней Настасьи Кински на протяжении всей истории обрушиваются несчастья: потеря ребенка, предательство любимого человека; наконец, преступление, совершённое ею в порыве чувств. И никакого чуда, никакой голубой розы в финале, только равнодушные к судьбе героини головокружительные пейзажи и эпическое романное дыхание, как сказал о нем в своей книге С. Зельвенский.
Оскары за лучшую операторскую работу, декорации и костюмы; и самый эротически нагруженный кадр в фильмографии Поланского — Настасья Кински с веточкой клубники.
"На западном фронте без перемен" Эдварда Бергера (Im Westen nichts Neues, 2022). Бергер максимально точно и выразительно визуализировал многократно рассказанную разными авторами историю о том, как юноши, обманутые романтическим образом солдата-патриота, отправляются на фронт и сталкиваются там не просто с ужасами войны, а с её абсурдом и энтропией. На протяжении всей картины герои фильма механически, подавив в себе отчаяние, выполняют по команде кровавую работу, в то время как такие же подростки по ту стороны совершают аналогичную кровавую работу в их адрес. Под безнадёжно ритмичный саундтрек Фолькера Бертельмана происходят атаки и контратаки Верденской мясорубки, противоречащие любым человеческим инстинктам и здравому смыслу. Попытки героев фильма остаться людьми заключены в их дружбе, взаимной поддержке и воспоминаниях о мирной жизни. О том, как трудно в этой мирной жизни найти себе место после пережитого, нам расскажут потом другие герои — Олдингтона, Хемингуэя, Селина... Фильм — понятное и бескомпромиссное антивоенное высказывание, способное своей визуальной стилистикой проиллюстрировать и дантовский ад.
"Буря столетия" Крейга Бэксли (Storm of the Century, 1999). Стивен Кинг — самый высокий уровень массовой литературы, какой у нас есть; непревзойдённый и неистощимый рассказчик, чьи истории еще и кинематографичны. "Буря столетия" — это история о том, как на жителей небольшого острова обрушиваются сразу два загадочных несчастья: беспричинные, на первый взгляд, массовые самоубийства и самый большой в истории века снежный шторм. И то, и другое иррационально, но как будто неслучайно. И действительно, вскоре появляется незнакомец, безнаказанный убийца, знаток человеческих историй и душ, хладнокровный манипулятор, который невсерьёз подчиняется правилам общины, но при этом совершенно серьёзно выдвигает требование: "Дайте мне то, что я хочу, и я уйду". И — подразумевается — что заберу с собой и непреодолимое желание горожан сводить счёты с жизнью, и бурю столетия. Незнакомец требует отдать ему кое-то очень драгоценное. И герои встают перед дилеммой: сохранить иллюзорную целостность своей жизни с перспективой скорого апокалипсиса или принести жертву, разрушив свою жизнь, но сохранив при этом жизни других людей и отодвинув конец света. Буквально недавно смотрела новый фильм Найта Шьямалана с похожей дилеммой — dzen.ru/...nk. У Стивена Кинга и Крейга Бэксли история, конечно, в разы более интересная. Как, впрочем, и всегда.
3 минуты
29 июля 2023