5679 подписчиков
Выяснилось, что большего всего неэтичных тендеров по-прежнему можно встретить в сфере медиа (52%). На втором месте — креатив и диджитал медиа (по 33%). На третьем — маркетинговые услуги; в этом сегменте количество фейковых процедур значительно сократилось: с 47% до 31%. Столько же, 31% ложных конкурсов обнаружилось в диджитал креативе. В сфере PR наблюдается меньше всего нечестных торгов: 19%. Сообщает нам АКАР.
Из этого, девочки, должен проследовать простой вывод о том, будто в пяре особая концентрация этичных людей на квадратный сантиметр площади. Но речь не об этом.
Но давайте разберемся — что же подразумевается под этикой? АКАР сообщает нам: Неэтичный тендер — тендер, организаторы которого сознательно нарушают правила и нормы его проведения в целях фальсификации или имитации итогов тендера, организации подлога, сбора конфиденциальной информации и выбора победителем заранее известного участника/подрядчика на работы. Такие тендеры называют еще фейковыми, ложными, нечестными.
Ключевой признак фейковых процедур — непрозрачная система критериев выбора победителя или её отсутствие. Эта проблема набирает обороты: в 2022 году с ней сталкивались 79%, 67% — в 2020–2021 годы. При этом шестью абзацами ниже нам говорят: Наряду с падением спроса на коммерческие проекты (с 84% до 75%), на весомые 9% повысился интерес к государственным тендерам — в 2022 году они составляли четверть от общего числа.
То есть нам пытаются рассказать, что агентства-провайдеры услуг изо всех сил стараются влезть в корпоративные бюджеты (просто потому, что не хочется связываться с ФЗ-44), а им этого не дают, потому что бюджеты, в условиях отсутствия законодательного регулирования — частные компании же — уже надежно распределены между своими — простыми и понятными агентствами, от которых ясно что ждать и которые дают ровно тот продукт, который заказчику нужен? Ну, вполне вероятно, вместе с ретробонусами.
Ну и хочется спросить: а почему корпоративные тендерные условия должны отличаться прозрачностью и понятностью критериев, когда в конечном счете всё упирается в “нравится или не нравится”. Причем, зачастую, “нравится” именно руководству компании? Хотите простые и понятные критерии? О, да ради бога: ФЗ-44 в любом федеральном ведомстве. Правда и там всех ждёт сюрприз в виде таких же управляемых тендеров. Хорошо хоть с критериями всё всегда предельно понятно: цена — это как минимум 40% итоговых баллов, а еще 20% — это перечень выполненных работ в интересах других заказчиков (подтвержденных договорами).
А еще, говорит нам АКАР, в бизнес-сообществе укрепляется уверенность в том, что целью нечестных процедур является имитация выбора заранее известного подрядчика. Ранее так считали 61% респондентов, теперь — 83%. Никогда ведь раньше такого не было, правда?
Но тут проклятым коррупционерам от коммуникаций, которые проводят нечестные тендеры, следует удар под дых: “Эксперты решили сформировать так называемый тревожный список недобросовестных партнеров на рынке: критерии списка будут окончательно утверждены рабочей группой в ближайшее время”.
Вот сейчас все испугаются попасть в списки нечестных и неблагонадежных и как начнут проводить честные тендеры, чтобы отдать корпоративные денежки не пойми кому. Главное, чтоб по процедурам.
Любят у нас, конечно, по каждому случаю писать списки.
2 минуты
30 июня 2023