Найти тему
1437 подписчиков

Записки Казановы о пребывании в России.

В дневниках итальянского авантюриста есть страницы, посвящённые его поездке в Петербург в 1765 году. В России он рассчитывал понравиться Екатерине Великой, стать её финансовым советником и запустить денежную лотерею. Ранее такой трюк ему удалось провернуть во Франции:
став распорядителем первой государственной лотереи, Джакомо заработал огромное состояние. Правда к моменту поездки в Российскую империю он изрядно поиздержался. Собственно поэтому и отправился на Восток – поправить финансовое состояние. Что интересного о России писал Казанова?

– Залезал в русскую печку, чтобы понять как она устроена.

– Купил за 100 рублей 13-летнюю невинную крестьянку (в служанки).

– Учил русский язык, но «уста отказывались произнести внятно хотя бы слово».

– Екатерина отвергла план с лотереей, чтобы «не разорить бедных людей».

Но есть в записках момент, который нам интересен с точки зрения религиозных традиций русских в XVIII веке.

«Русский молится не Богу: он поклоняется св. Николаю и ему возносит свои моления. Вы найдете здесь везде образ этого святого; его икону я видел и в столовых залах, и в кухнях, и, одним словом, всюду, где бы ни было: это их домашнее божество, их бог - лар. Гость, приехав в дом, должен сперва поклониться изображению святого, а потом уже поздороваться с хозяином. Я видел, как московиты, при входе в комнату, где, по какому-либо исключительному случаю, не было этой иконы, проходили в другия комнаты искать ее. В основе всех этих обычаев лежит язычество, точно также, как и на дне всех верований, преувеличенно-воспринятых, доведенных до крайних проявлений.»

Не исключаю, что Джакомо приукрашал виденное. Тем не менее, здесь мы наблюдаем отношение европейца-католика, бывшего церковного юриста к «культу святых» у православных.
Католики не молятся перед иконами (для них это иллюстрации, произведения искусства). Также в западном христианстве нет молитв к святым.
1 минута