Найти тему
552 подписчика

После выставки Art Minsk 2023 я вышла с чувством: кто-то очень хочет, чтобы мы разучились думать. Я, знаете ли, не сторонник искусства ради искусства, хотя красота всегда привлекает, это правда. Но мне больше нравится, когда красота – не просто красота, а еще и отправная точка для размышлений и идей (потому что мы все обмениваемся идеями, даже когда не говорим об этом вслух).


Помню, как два года назад ко мне приехала подруга Оля из Москвы, и я сразу потащила ее на Art Minsk, и мы долго ходили по выставке, рассматривая, понимая, догадываясь, удивляясь и в отдельных случаях восхищаясь. Сейчас Оля снова приехала, и мы снова пришли на Art Minsk и… чуда не случилось.  «А где работы Марии Тарлецкой?», – спрашиваю у сотрудников: до сих пор работы Марии были (по крайней мере, для меня) беспроигрышным вариантом: в них и красота, и сила (металл же), и образность, и о чем подумать после. «Ну что вы…» – разводят руками. Конечно: у нас все всё понимают. Нынешняя выставка стерильна, а я, ищущая внятных образов и намеков, скорее, похожа на офигевшего Буратино работы Ильи Еременко: а куда ушли смыслы?

Вместо них – синие алтари, призывающие покаяться (не убедительно: когда много слов в искусстве, которое по определению должно общаться образами, это в принципе не убедительно), вырастающие из пластмассовых горшочков пластмассовые же деревца (опять, с длинными описаниями смысла) и много чего еще такого. Есть красивые объекты, есть объекты, с которыми хочется взаимодействовать (что Оля с удовольствием и делала), есть объекты, которые да – «как хорошо и наглядно она это показала!» («Свойства времени» размывать образы и воспоминания Алеси Скоробогатой).

И – к счастью, к счастью! – есть все-таки то, что заставляет и подумать, и улыбнуться – «Вещь в себе» Юрия Бирина-Павлова, например: мозг на поджатых к себе в позе эмбриона коленках. Мне показалось, или этот мозг действительно испуган? А если не показалось (надеюсь, что нет), то в этой работе все мы – настойчиво продолжающие думать, анализировать, понимающие, что на данном этапе это не приветствуется. А когда, рассматривая эту работу со всех сторон, зайдешь… хм… с тыла, то видишь, что иногда то, что кажется мозгом, оказывается совсем другим – извините, очень мягким – местом.

Оля влюбилась в работы Валерия Славука (я в них давно влюблена) и попросила привезти альбом с его работами.

А мой безусловный фаворит – работа Ольги Семашко. Сначала ты видишь две металлические полусферы в цветах, которые я называю «ближе к земле». Они одинакового диаметра, но разные, и не только потому, что рисунок у них разный. Одна – округлая, выпуклая, полная собой. Другая – почти плоская, с краями то ли зазубринами, но ли с акульими (или любыми другим хищными) зубами. «Это рак», – сразу узнаешь ты, имея в семье женщин с этой историей. Подходишь ближе прочитать название, а там – «Женская боль». И это, конечно, куда больше, чем онкология. Угадываемо, узнаваемо. Больно почти физически.

Все-таки не зря сходили.
2 минуты