Найти тему

🔥 ИСТОРИИ О ПЕРВОЖЕРТВАХ И ТВОРЕНИИ МИРА 🔥


Мотив двуполого прасущества, разделившего себя надвое, ясно сохранился в «Пуруша-сукте». Прасущество – Пуруша – сотворило из себя самого женскую форму, Вирадж, которая, в свою очередь, произвела на свет пурушу, как бы символ последующего размножения (Х.90.5). Первородный Пуруша таким образом делается творцом и макрокосма и микрокосма; правда, творения эти происходили разными путями.

Мы видим, что миф о самопожертвовании двуполого Ямы, соответствующий первому этапу эволюции мифологии Ямы, так жекак и миф о близнецах Яме и Ями - прародителях человечества, соответствующий второму этапу, в модифицированном виде сохранился в «Пуруша-сукте». Хотя первоначальный Яма - двуполый богочеловек и первый близнец-родитель - сохранился только в отдельных и туманных упоминаниях, но в «Пуруша-сукте» он, фигурально выражаясь, воскрес уже как Пуруша. Итак, первоначальный миф о Яме и миф о Пуруше органически связаны друг с другом.

Примерно в это же время в ведийской мифологии развивается ещеодин миф о прародителе человечества - миф о первом человеке Ману. Ману называется в ведах отцом человечества (I.80.16) и первым жертвователем (VIII.43.13; Х.63.7). Легенда о том, как рыба спасла Ману во время потопа (ШБр I.8.1.1 ), ясно свидетельствует о его функциях прародителя и повелителя людей. Он - сын Вивасвата, и Ману Вайвасвата стал считаться символом «первого человека», «первого жертвователя» и «первого правителя». Ману, таким образом, в какойто степени «двойник» Ямы. Поэтому вполне естественно, что мифы о Ману и Яме оказываются в тесном взаимодействии.

Во-первых, отметим, что миф о Ману полностью затмил тот этап в развитии мифологии Ямы, который сейчас был рассмотрен. Образ Ямы как прародителя человечества и первого владыки был почти забыт, и о нем мы можем судить лишь по отдельным свидетельствам в ведах.

Во-вторых, параллелизм мифов о Яме и Пуруше способствовал сближению мифов о Яме и Ману вследствие любопытного факта языка. Слово «ману» значит и «прародитель» человечества, и просто «человек». Таким образом, это слово и слово «пуруша», которое тоже значит «человек», синонимы.

С другой стороны, Яма и Пуруша по образу и характеру практически идентичны. На основе двух этих тождеств лингвистического «Пуруша=Ману» и мифологического «Пуруша=Яма» естественно было сделать следующий шаг к отождествлению Ямы и Ману. Мы уже указывали на сходство мифов о Яме и Пуруше. Поэтому мотивы и имена во всех мифах о Яме, Пуруше и Ману в достаточной степени перемешаны. Можно предположить, что первоначальная природа и функции Ямы, которые тенденциозно отодвигались на задний план по причине ведийской традиционности, все же сохранились, хотя и в модифицированной форме, у Пуруши и Ману.

От вед к индуизму : Эволюционирующая мифология /Р.Н. Дандекар; Москва, Восточная литература, 2002.

#дандекар #веды #пуруша #яма #мифология #ману
2 минуты