85 подписчиков
- Для каждого из нас университет дорог по-своему. У кого-то здесь прошла вся жизнь, кто-то обрел в его стенах любимую профессию, реализовался как личность, стал уважаемым специалистом. Очень хочется, чтобы так продолжалось и дальше. Но есть объективные внешние вызовы, которые говорят о том, что в этом непростом мире нашему университету в том виде, в котором он существует сейчас, может быть уготован негативный сценарий. Поэтому в Бурятском государственном университете происходит реорганизация.
В будущей структуре университета мы уходим от факультетов и формируем институты. Институты отличаются большей самостоятельностью в образовательной, научно-исследовательской деятельности. Институт - это более емкая и самостоятельная структура, в том числе научная. В институтах появятся самостоятельные научные лаборатории. Но основное отличие института - это интеграция учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. Это тот формат, в рамках которого есть возможность реализовать принцип «образование через науку».
Уже с нового учебного года многие подразделения объединятся в единые институты, и вместе с уже существующими институтами - медицинским, восточным составят новую структуру университета. Педагогический институт на основе слияния с социально-психологическим факультетом станет институтом педагогики и психологии. Факультеты биологии, географии и землепользования и химический станут институтом природных систем. Физико-технический факультет и институт математики и информатики превратятся в институт математики, физики и компьютерных наук. На основе слияния юридического факультета и института экономики и управления будет создан институт права и экономики. Объединение исторического факультета с институтом филологии, иностранных языков и массовых коммуникаций приведет к созданию института истории и филологии. Появится институт физической культуры, спорта и туризма. Я считаю, что это разумное, соответствующее требованиям объединение, с учетом влияния комплекса факторов как внешней, так и внутренней среды вуза.
- Как бы вы охарактеризовали университеты? Что это сегодня?
- Современные университеты - это сложная организационная структура, которая по числу занятых и объему консолидированного бюджета соответствует средним городским агломерациям. Разнообразие их внутренних процессов и решаемых задач схоже с задачами крупнейших бизнес-корпораций, а в ряде случаев даже государств. Добавим, что университеты не только готовят профессиональные кадры, но и обеспечивают развитие экономики, промышленности, науки и социокультурной среды.
Развитие университетов в России отличалось от других стран. Его особенности характеризовались как внешними, так и внутренними факторами. Сегодня перед ними определяются два стратегических пути развития: университет-бизнес-корпорация и университет-государство. Цель первого типа университетов - достижение максимальной прибыли посредством реализации своих функций: образовательной, НИОКР, производственной и других. Такие университеты должны выстраивать внутри себя систему создания и передачи знаний в разработку собственных продуктов и их изготовление на собственных производствах. Такие университеты-корпорации должны иметь исследовательские лаборатории, центры разработки, производственные площадки.
- По какому из этих двух путей идёт ваш университет?
- По первому. Все наши стратегические перспективы, в том числе реорганизация факультетов в институты, создание международного межвузовского кампуса «Байкал», связаны с первым типом университетов в России: университет-бизнес-корпорация. Это веление времени. Текущая структура вуза, заложенная в начале в конце 1990-х, в начале 2000-х годов, свою задачу выполнила, а сейчас необходимо двигаться вперед и выполнять программу развития БГУ на 2023-2030 годы. В последний раз подобные изменения в университете проводились в 1990-е годы, после чего многое поменялось как в стране, так и в системе высшего образования.
3 минуты
7 мая 2023