116 подписчиков
Про субсидии на топливо, сельхозпроизводителей и срочный рынок
Сельскохозяйственная отрасль России является одним из крупнейших доноров бюджета. С одной стороны, это позволило достичь высокого уровня продовольственной безопасности, с другой — субъекты отрасли разучились думать и принимать самостоятельные решения. За решением проблем сельхозпроизводители и их объединения обращаются к правительству за дополнительным финансированием, и, как правило, его получают. Мы получили отрасль, которая не обладает навыками системного менеджмента — условный «взрослый маменькин сынок». Это создает значительные управленческие проблемы в первую очередь органам государственной власти.
Ключевых факторов влияния на стоимость производства сельхозкультур несколько: стоимость семенного зерна, топлива, удобрений, оборотного капитала и стоимость страхования различных природных рисков — от стихийных бедствий до неурожая.
Торговля топливом является одной из передовых отраслей России. С учетом наличия биржи, спотового (физического, поставочного) и срочного (финансового, беспоставочного) рынков, возможно осуществление операций по снабжению сельхозпроизводителей топливом с минимальными рисками и ценами без дополнительных вливаний денежных средств со стороны государства.
Формат закупок сельхозпроизводителей топлива сейчас производится по следующей схеме. Как правило, ожидаются кредиты в марте-апреле, на эти деньги приобретается топливо, далее оно потребляется в период посевной. Перед началом уборочной эта модель повторяется. С учетом того, что начало посевной совпадает с началом «высокого» летнего сезона, характеризующегося ростом потребления топлива, оптовые цена на ГСМ растут, соответственно, сельхозпроизводители, особенно в летний период, приобретают топливо по максимальным ценам, что побуждает их обращаться к государству с различными просьбами от выделения дополнительных средств для закупки топлива до просьб руководителей субъектов РФ к производителям ГСМ о льготных (фактически — нерыночных) ценах для сельхозпроизводителей.
Однако, существующие инструменты срочного рынка на СПБМТСБ позволяют без привлечения государственного финансирования снизить риски сельхозпроизводителей с точки зрения повышенных расходов на ГСМ, а также гарантировать поставку необходимого количества топлива. Этот инструмент давно используется иностранными участниками на всех рынках и называется хеджированием — страхованием ценовых и поставочных рисков. Приобретение фьючерсов на топливо в ноябре-декабре (когда цена на топливо находится на минимальных годовых уровнях) с исполнением (поставкой) в необходимых месяцах позволяет любому предприятию за 10% от стоимости необходимого топлива закупить его заранее, не неся расходов на финансирование в полном объеме, не неся рисков хранения, испарения, воровства и прочих факторов, которые могут повлиять на затраты на ГСМ.
ГОЭЛРО был, ликвидация безграмотности была. Теперь в интересах сбережения государственных денег дать сельхозпроизводителям не рыбу - госдотации, а удочку - финансовые инструменты срочного рынка. Знания сберегут бюджет.
2 минуты
4 мая 2023