4865 подписчиков
Когда я была маленькой, у меня было пять кукол. Все они были примерно одинаковыми. Три совсем скучные, советские, две подарил мне бабушкин студент из ГДР – они были более впечатляющими, но все равно далеки от мечты о Барби. Правда, о Барби мы тогда и не знали, появилась она позже, а когда появилась – стали мечтать о ней. Моя мама купила мне куклу, похожую на Барби, у нее не гнулись ноги, но я ее обожала, шила ей платья, продолжала мечтать о Барби. Потом я выросла. Но до сих пор с удовольствием рассматриваю мир Барби, тем более, что он очень сильно изменился по сравнению с 1970-1980-ми.
Mattel сделали громкий запуск – выпустили новую Барби в коллекции Fashionistas. Это та коллекция, в которой выходят куклы самых разных образов, которые разительно отличаются от шаблона Барби, за который производителя бесконечно критиковали (от промоутирования культа шаблонного тела и стремления к худобе до неественных пропорций и так далее). В этой линейке выходят куклы разного роста, сложения, цвета волос, рас, причесок. К слову, первая темнокожая Барби появилась еще в 1980-м (и не в этой коллекции, Fashionistas появились уже в 21 веке), кажется, называлась она The Black Barbie, сейчас даже странно представить.
Причем Fashionistas проделали большой путь – изначально в линейке были игривые подружки Барби, а теперь это линейка про diversity и representation. Поэтому в ней появляются куклы не только визуально различающиеся, но и, например, девочки и мальчики, передвигающиеся на инвалидных колясках, девочки и мальчики с витилиго, слуховыми аппаратами, алопецией. И вот сейчас в этой линейке появилась Барби с синдромом Дауна.
Компания рассказывает, что внешность куклы разработали вместе с медицинскими организациями и Национальным обществом людей с синдромом Дауна США – по их рекомендациям. На шее у нее ожерелье с подвеской из трех стрелок – три хромосомы 21 пары, бабочки на платье и сине-желтый цвет – цветовое сочетание осведомленности о синдроме, на ногах – ортопедические ортезы и кроссовки на молнии (чтобы было проще снимать).
Представила куклу британская модель с синдромом Дауна Элли Гольдштейн. Она сказала, что очень счастлива этому образу: «Люди должны видеть больше таких людей, как я, мы не должны быть спрятаны от мира». И примерно так реагировали десятки людей, которые писали комментарии в одной запрещенной соцсети – там масса сердец от людей, в семьях которых есть родственники с синдромом Дауна, мам детей с трисомией, отдельно – от инклюзивных педагогов.
Reddit, где всегда все жестче, чем в той самой запрещенной соцсети, правда, покритиковал куклу, сказав, что Mattel специально максимально смягчил визуальные признаки синдрома, чтобы продавать больше своего пластика: «She just looks like a short version of Barbie. I’m super happy about the idea, but I feel the execution is terribly lacklustre at absolute best. I see no facial characteristics remotely reflective of Down syndrome». Ортезам тоже досталось – тут критиковали за то, что далеко не все люди с синдромом носят подобные приспособления. Дальше все задались вопросом, когда Mattel выпустит куклу в образе человека с аутизмом (выглядит как странный вопрос и невыполнимая задача, как мы знаем).
Я лично думаю, что вне зависимости от нашего мнения, родители будут покупать детям кукол, в том числе производства Mattel, так что если даже на полке магазина ребенок будет видеть разные образы – это уже хорошо. Хорошо, что куклы, отражающие разные особенности людей, будут в детских садах, а дети будут играть с ними на равных. Дети и так естественно воспринимают особенности людей, им нужны только ваши нормальные ответы на вопросы, если они возникают, словом, критиковать всегда проще.
3 минуты
26 апреля 2023
482 читали