Найти тему

☦ 19 апреля. Среда Светлой седмицы


📖 "На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви‌,- что значит: учитель,- где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос" (Ин 1:35-41, РСП)

🖋 Миссию Иоанна Предтечи в деле начала проповеди Евангелия трудно переоценить. Без его призывов к духовному преображению, без совершаемых им многочисленных крещений, знакомство людей со Христом могло бы затянуться на неопределенный срок, если бы вообще состоялось. Для этого людям нужен был моральный авторитет равный древним пророкам Израиля. Поэтому понятны претензии фарисеев к Иоанну: "Что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?" (Ин 1:24), когда он отказался признать себя таковым.

На самом деле Иоанн сказал чистую правду: он не был ни Илией, ни кем-либо из древних пророков, прихода которых иудеи ожидали перед наступлением мессианского царства. Пророки говорили о будущем, он - о настоящем. Пророки древности возвращали народ в лоно Ветхого Завета, Иоанн – готовил к принятию Нового. Его главная задача – указать людям на исполнение древних пророчеств, - на Пришествие в мир Христа.

Это, конечно, не значит, что Иоанн не был пророком. В его словах о Христе, сказанных ученикам, предызображено все спасительное дело Христа: Он - Сын Божий (Ин 1:34), а значит слушать Его нужно с особым вниманием и благоговением; Он - Агнец Божий, Который станет Жертвой за грехи всех людей (Ин 1:29); Он тот, кто низведет в этот мир благодать Святаго Духа (Ин. 1:33). А это - стопроцентное пророчество! И в нем есть все, что нужно знать человеку, чтобы открыть свое сердце незнакомцу, пришедшему на Иордан неизвестно откуда.

Но для того, чтобы пойти за Иисусом, нужно сначала поверить Иоанну. Религиозные вожди евреев ему не верили, считая еще одним эксцентричным жителем пустыни (он носил набедренную повязку из грубого верблюжьего волоса и был ужасным аскетом: питался саранчой и растениями), которых в то время было немало среди ессеев. Последние жили в пустынях в общинах наподобие монашеских и стояли в оппозиции к официальной гражданской и религиозной власти.

Но чтобы приобрести доверие народа одного очарования аскезы было мало. Поэтому Предтеча и указывает своим ученикам на "Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки" (Ин 1:45). Маловероятно, что Филипп, простой житель Галилеи, в уста которого Иоанн вложил эти слова, так хорошо разбирался в Св. Писании. Значит Предтеча был не только аскетом, но и богословски "подкованным" человеком. Это видно и из его ответа фарисеям, где он дословно цитирует прор. Исаию.

Фарисеи, имевшие некоторое уважение к аскезе, никогда бы не согласились поступиться своим положением знатоков Писания. Поэтому они не поверили Иоанну. Но ученики были скромнее. И в то же время в их сердцах жила жажда веры, превосходившая холодную рассудочную веру книжников, из-за которой они не узнали в Иоанне пророка, а в Иисусе – обещанного Мессию.
☦ 19 апреля. Среда Светлой седмицы  📖 "На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
2 минуты