2331 подписчик
🏝Ров и как его узнать?
Последние недели и месяцы происходят взлёты разных компания, в связи с чем часто слышу вопрос: Пора покупать Whoosh? А КРОТ ещё выростет? А Абрау Дюрсо ещё не поздно брать?
🤫Вот честно я не знаю…. но такие компании в свой инвестиционный портфель я не готов брать.
🚀Если они вырастут в 2...5 раз я буду рад за тех кто рискнул и заработал.
Но не забывайте что у таких компаний нет «рва», как говорит У. Баффет.
⁉️Что же такое Ров по Баффету?
Ров — Экономический ров, это такое уникальное преимущество компании, которое позволяет держать конкурентов в далеке от себя.
🔸️Если компания придумала и разработала отличный продукт, привлекательный для потребителей, а также прибыльный, то такая компания быстро привлекает конкурентов, даже если их не было на старте, то они обязательно появятся. Другие компании захотят воспроизвести продукт и даже улучшить его и тем самым заберут долю рынка. Что повлечёт снижение рентабельности за счёт ценовой войны, и снижение выручки из-за уменьшения доли рынка, кроме того компании нужно все время бежать вперёд в разработках, чтобы не терять лидерство.
Компании, у которых есть Ров способны длительное время генерировать повышенную прибыль, и меньше страдать от ценовой войны и конкуренции.
⚠️Перед тем как инвестировать в компанию ответьте на несколько вопросов о том, есть ли у компании Ров:
Сколько стоит начать аналогиченый бизнес? На сколько низки затраты на ведение бизнеса.
Если стоимость для входа в бизнеса
не велика, то есть серьезные риски.
🛴☢️Например: прокат самокатов и строительство атомных станций. Очевидно, что купить в Китае самокаты и сделать минимальное ПО могут тысячи людей в России, а построить атомную станцию могут несколько стран в мире.
Есть ли у компании уникальные Нематериальные активы, такие как патенты, лицензии или бренд бизнеса?
🧫Среди популярных примеров это фарм компании, которые десятки лет могут работать над одним лекарством, чтобы его потом запатентовать и потом десяток лет получать отчисления.
Другой пример - наличие лицензии на добычу полезных ископаемых.
Силу бренда можно проследить на примере автомобилей Волга 😄, её поклонники долгие годы были готовы ждать новые модели. Сейчас к сильным брендам относится $ apple и подобные.
На сколько устойчив нишевой спрос?
💍К таким товарам часто относится продукция из luxury сегмента.
На сколько быстро потребитель сможет заменить товар одного производителя на другого?
Например те же самые самокаты: какая разница на самокате чьей фирмы вы передвигаетесь? Что ближе на том и поехал. Или супермаркеты из одного ценового сегмента — для большинства не имеет значения Х5 или магнит, главное что ближе/удобнее.
❗️Если вы продумали все возможные ответы для выбранной компании и увидели у неё «Ров», то помните, что рыночная стоимость такой компании со временем также будет приобретать «ров» от конкурентов, и такую компанию нужно держать как можно дольше, периодически проверяя «ров» на актуальность.
💡Как сказал сам Баффет, «только когда отлив, покажет кто плавал голым».
🏢Примером компаний с реальным «рвом» может служить $PHOR — единственная компания в мире добывающая фосфатные удобрения с высокой степени очистки.
$NVTK — компания производит огромные количества СПГ, чтобы нарастить такой уровень производства конкурентам придётся потратить много денег и времени.
💱 $MOEX — монополист на рынке Российских бумаг и конвертации валюты.
🛸Из примеров псевдо «рва» посмотрим на Virgin Orbit — компания запускала в космос спутники путём пуска ракет с самолёта. Технология интересная, но не новая, конкуренты были и военные компании запускающие таким же путём, и классические ракеты, которые имели более высокую полезную нагрузку и как итог, компания уходит с биржи.
Будьте осторожны с инвестициями в растущие компании без фундаментальной основы.
3 минуты
13 апреля 2023