55,3 тыс подписчиков
«Эдит и Марсель» (Франция):
«У колыбели этого французского фильма сошлось столько надежд и столько легенд!
Начнем с самого главного обстоятельства — личности героини. Имя Эдит Пиаф. этой «Золушки парижских улиц и принцессы песни», как ее называли репортеры, так много говорит сердцу каждого француза, да, наверное, и не только француза.
Пластинки Эдит Пиаф по-прежнему популярны. Фильмы и спектакли об этой удивительной певице, умершей почти четверть века тому назад, продолжают появляться…
Марсель Сердан, второй герой фильма «Эдит и Марсель», — тоже легендарная личность. За его сражениями на ринге следила вся Франция. Фотографии боксера, ставшего незадолго до своей трагической смерти в авиакатастрофе чемпионом мира, не сходили со страниц газет.
И. конечно, на все лады обсуждалась публикой история взаимоотношений Марселя Сердана и Эдит Пиаф. Любовь боксера и певицы стала еще одной национальной легендой.
Приступая к съемкам фильма об этой любви, Клод Лелюш попытался определить для себя, каким было связывающее Сердана и Пиаф чувство, и пришел к выводу, что в нем было «25 процентов взаимной привязанности. 25 процентов того, что приписано молвой, и 50 процентов — тайны». Эти своеобразные «выкладки» режиссера обнародованы английским журналом «Фотоплей» и сами по себе уже интригуют: хочется поскорее узнать, чего же больше — тайны, любви или молвы — окажется в фильме.
Но есть еще одно обстоятельство, которое должно было привлечь к фильму внимание публики: роль знаменитого боксера играет его сын — Марсель Сердан-младший.
Когда французский спортсмен погиб, мальчику было всего шесть лет. Позже он познакомился с Пиаф, жил в ее доме, и вот теперь экран предоставил Сердану-младшему. тоже в недавнем прошлом боксеру, возможность восстановить на экране любовь, тайну, легенду (назовем это как угодно) двух популярных, даже наверное выдающихся личностей.
Наконец, имя самого Клода Лелюша — это тоже в какой-то степени кинематографическая легенда. Во всяком случае, его фильм «Мужчина и женщина», «заполнивший залы плачущими людьми», как сказано в том же журнале «Фотоплей», явно нес в себе некую загадку.
То было время, когда все мы находились под обаянием мощного, образного языка Феллини, Антониони, Куросавы — и простая любовная история со счастливым концом, рассказанная к тому же негромким голосом, привела многих в растерянность.
Помню яростные споры вокруг «Мужчины и женщины», помню, как кто-то из критиков утверждал, что фильм этот, в сущности, мещанский, хотя и снят с большим вкусом.
Теперь-то, по прошествии двадцати лет, понимаешь, что то была по-своему тоже новаторская картина, потому что попыталась возвести стереотипы зрительских ожиданий в ранг настоящего искусства.
Фильмы «про любовь» ведь, как правило, не удаются или очень низки по своему уровню. Быть может, в «Эдит и Марсель» Клод Лелюш надеялся повторить успех своей знаменитой, отмеченной «Оскаром», главным призом Каннского фестиваля и многими другими наградами картины?
Одним словом, легенд и надежд у колыбели фильма «Эдит и Марсель» сошлось настолько много (мы здесь не упомянули еще, что в картине снимался Шарль Азнавур, играющий самого себя, и что музыку к фильму писал знаменитый Франсис Лей), что на перечисление их ушла едва ли не половина отпущенной для рецензии журнальной площади. Впрочем, на это не надо сетовать: легенды и надежды — уже сами по себе часть фильма.
Выскажем в этой связи главную претензию к фильму: он растянут.
Экранное время явно перестали экономить и у нас, и за рубежом. Трудно строить предположения, чем руководствовался Лелюш, растянув свою повесть на две серии. «Мужчина и женщина»» под бременем такого метража, наверное, просто бы рухнули" (...). (Хлоплянкина Т. И еще раз про любовь // Советский экран. 1987. 16: 21). Окончание этой статьи здесь: dzen.ru/...022
3 минуты
9 апреля 2023