Найти тему
417,8 тыс подписчиков

Запад взял в привычку обзывать страны "тоталитарными", но одним из признаков тоталитаризма является ограничение образования. Эту мысль высказал видный экономист Михаил Хазин.


Если принять эту его мысль, то, например, СССР или Китай сложно назвать тоталитарными (Россию тоталитарной называть вообще язык не поворачивается. По моему, нам тут наоборот – жесткости и порядка не хватает).

В СССР образование не то что не ограничивали – людей буквально загоняли в школы. Уровень безграмотности населения до Революции года был просто чудовищный. При СССР безграмотность практически полностью исчезла.

И речь не только о школах, но и о ВУЗах например. И о культурных учреждениях – театрах, библиотеках, филармониях, которые строили где только можно (у меня в селе в Омской области было 3 довольно приличные библиотеки, дом культуры, кинотеатр).

Самодеятельность (то есть народные театральные, музыкальные, художественные кружки) – тоже вид образования. Эту самодеятельность организовывали везде, где только можно – в школах и университетах, в колхозах и на заводах, в городах, селах и даже отдаленных лесозаготовках (как в фильме "Девчата").

Когда я издавал свою книгу, ее тираж был 300 экземпляров. А у более крутых и известных авторов – 3000 экземпляров, 5000... Тираж в 20 тысяч экземпляров – это сегодня уже нечто невероятное, на грани гения. Так вот в СССР обычным тиражом считалось 200-300 тысяч экземпляров, а известные авторы печатались миллионными тиражами. Да, понятно, что сейчас все больше в электронном виде, но тем не менее отрицать, что в СССР очень много читали (и не Дзен каналов, а серьезной классической литературы) – невозможно.

То же самое и современный Китай. Это страна университетов. Там есть ВУЗы, в которых учатся по 100-150 тысяч человек. Целые города, а не просто университеты. Китай один из лидеров по количеству патентов и научных публикаций, школьное образование проникло всюду, где только возможно. А ведь относительно недавно это была отсталая крестьянская страна, в которой большинство жителей занималось выращиванием риса, а не квантовой физикой.

Так что "тоталитаризм" – это точно не про СССР и Китай. По моему, с точки зрения образования этот штамп впору применять к некоторым странам Запада. К тем же США, где качественное высшее образование – это для богатых, которые могут себе позволить такую роскошь. Какой-нибудь реднек из Оклахомы вряд ли может рассчитывать на Стэнфорд.

А в СССР даже дети пастухов могли стать академиками. Собственно, на первом этапе, когда были сметены старые (царские) элиты и выстраивались новые, академиками как раз и становились дети крестьян и рабочих. Именно эти дети и запускали спутники, строили ледоколы, осваивали ресурсы Сибири и создавали мощнейшую промышленность, которую даже 90-е годы и боевые действия до конца добить не могут.
2 минуты
36,8 тыс читали