Найти тему

Как делались советские мультфильмы


Не надо тешить себя иллюзиями. Ничего подобного советским мультфильмам мы больше не увидим. И вот почему.
Потому что великий прорыв, результатом которого было появление большого количества гениальных, настаиваю на этом слове, мультфильмов, случился не сам по себе. То, что он случился – это даже не заслуга тех невероятно талантливых людей, которые создали эти мультики.

Его обеспечила система. Выстроенная система производства мультфильмов в стране под названием Союз Советских Социалистических Республик.

Воссоздать эту систему, в недрах которой и родилось явление, известное во всем мире как «советская мультипликация» - невозможно.

Не в этой стране. Не в этой Вселенной. Не в этом мире. Не в этом историческом промежутке.

В мире было всего три великих школы мультипликации – американская, японская и советская.

А знаете, почему всего три? Потому что каждая была уникальной. То есть – самобытной, не похожей на другие, выстроенной по собственным, характерным только для нее, принципам.

Принципы, на которых была выстроена советская мультипликация, воссоздать невозможно.

Потому что та система создавалась для функционирования в мире, который уже не существует.

Маленький пример – вы никогда не задумывались, почему у нас практически не было многосерийных мультфильмов? Ведь все наши культовые мультфильмы – это две-три серии. Карлсон – два мультфильма, Простоквашино – три, Винни-Пух – три, Гена с Чебурашкой – четыре, попугай Кеша - три. Единственные «долгоиграющие» проекты – «Ну погоди» и кот Леопольд. Еще несколько "серийных" из "второго эшелона популярности" вроде "38 попугаев" или многодетной мамы с обезьянками. Все, больше нету.

Специфику советской мультипликации, лучше всех, на мой взгляд, выразил наш великий мультипликатор Федор Хитрук. В своих воспоминания он сказал как-то примерно следующее.

Да – «Союзмультфильм» был огромным предприятием. Но он никогда не был фабрикой по производству мультфильмов, как студия Диснея или японские компании.

Несмотря на свои гигантские размеры, это была не фабрика, а множество собранных вместе кустарных в хорошем смысле слова артелей, каждая из которых трудилась достаточно автономно.

И каждая выпускала то, что хотела. Не оглядываясь на других, делала то, что сейчас именуется «авторским производством», «индивидуальным стилем», «эксклюзивом» и т. п.

Там не было масштабного производства, не было конвейера, не было промышленных масштабов. Огромный конгломерат из небольших, невообразимо разных проектов. Эдакое сборище свободно мигрирующих талантов.
___________
Подписывайтесь на канал!
2 минуты