Найти тему
2163 подписчика

Эффект Розенталя: как чужие ожидания влияют на наше поведение


«Эффект Розенталя — это психологический феномен, при котором наши ожидания по поводу чего-либо могут влиять на реальные последствия, провоцируя таким образом их самоосуществление», — клинический психолог, автор научно-образовательного проекта «ПостПсихология» Андрей Гасан.
Когда мы получаем оценку наших действий, то можем неосознанно начать вести себя так, чтобы соответствовать чужим ожиданиям.
Исследование эффекта
Этот эффект был открыт в 1966 году, после того как Ленор Джейкобсон вместе с Робертом Розенталем разработали гипотезу, согласно которой высокие ожидания учителей могут влиять на успеваемость учеников. Они провели тестирование, показывающее уровень IQ учеников в школе, где работала Ленор. Таким образом она смогла доказать учителям, что некоторые ученики могут добиться успехов в учебе, поскольку обладают высокими интеллектуальными способностями.

Спустя время они снова провели то же тестирование в том же классе. Результат показал, что те, кого отобрали Розенталь и Джейкобсон и кто был рекомендован учителям, заметно преуспели в учебе.
Этот эксперимент в американской школе был не единичным случаем, подтвердившим теорию Розенталя и Джейкобсон на практике. Другое исследование показало, что влиять на наше поведение могут не только учителя, но и сами школьники.
«В ходе отдельного эксперимента учителя находились в классе с детьми, которые были заранее проинструктированы быть внимательными или, наоборот, невнимательными к занятиям. Те учителя, с которыми дети были сосредоточены и послушны, оценивали свои преподавательские навыки как более высокие», — рассказывает Андрей Гасан.
Чем же обсуловлен этот феномен?
Мы непроизвольно придаем особую ценность тем сведениям, которые совпадают с нашей точкой зрения.

Например, человек считает себя неинтересным, боится общаться с одноклассниками, коллегами по работе и т.д. Эти убеждения рано или поздно начинают влиять на его поведение: он старается быть незаметным, сидеть в углу, избегать контакта, чтобы не вызвать у кого-то желания с ним поговорить. Таким образом он пытается избежать нежелательной и стрессовой ситуации общения. В результате окружающие перестают взаимодействовать с ним и начнут воспринимать его таким, как он сам себя видит. Соответственно, их действия подтвердят его мнение о себе и самооценку.
Но совершенно необязательно эффект Розенталя может давать негативные последствия. Иногда он может даже подталкивать к положительным изменениям и итогам. Предугадать исход практически невозможно, это показывает лишь окончательный результат того или поведения, которого придерживается человек.
Например, было проведено исследование, для которого ученые собрали группу незнакомых между собой студентов колледжа и разбили их по парам. В некоторых из них одному из партнеров заранее сказали, что он нравится другому, в других — предупредили, что не нравится. В ходе знакомства и общения студенты проявили себя в соответствии с полученными сведениями: те, кто был уверен, что нравится собеседнику, вели себя более открыто и дружелюбно, другие же были более сдержанными и критически настроенными.

Подведем итог
Этот феномен распространяется почти на все сферы нашей жизни.

«Так называемая «угроза стереотипа» возникает тогда, когда человек настолько сильно напуган возможностью подтверждения своего негативного стереотипа, что действительно начинает хуже вести в той области, которая подвержена стереотипам, таким образом, подтверждая его. Очевидным примером может служить женщина, которая настолько осознает и верит в стереотип «женщины за рулем», что ее вождение заметно ухудшается, когда она везет пассажира-мужчину», — Гасан.
Эффект Розенталя: как чужие ожидания влияют на наше поведение  «Эффект Розенталя — это психологический феномен, при котором наши ожидания по поводу чего-либо могут влиять на реальные последствия,...
3 минуты
191 читали