26,1 тыс подписчиков
Ровно 410 лет назад Иван Сусанин совершил свой знаменитый подвиг. Он завел польско-литовский отряд в леса и болота.
30 марта 1613 года случился подвиг крепостного крестьянина дворян Шестовых Ивана Сусанина. Он стал негласным русским национальным героем. Любой подвиг обрастает легендами, порой порочащими сам подвиг. Самая распространенная версия гласит, что Иван Сусанин завел польско-литовский отряд в леса и болота, запутав как проводник командование этого отряда и всех людей. Какова же была цель этого отряда? Кострома — не самый близкий город к русско-польской границе. Однако именно здесь, на «Костроме», были нареченный Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа. Целью отряда было захватить юного Романова и его мать в плен. Недалеко от села Домнино отряд встречает вотчинного старосту Ивана Сусанина. Согласно одной из версий, он был замучен пытками до смерти, согласно другой — завел отряд в леса и болота подальше от места расположения государя Московского. Абсолютно неважно, какая из этих версий верна. Важно, что либо в результате пыток и убийства, либо в результате плутаний проводника Сусанина по болотам, окончившихся его смертью, отряд в несколько сотен человек не достиг своей цели.
Смутное время очень сильно отличается от распада страны или от революции. Распад — это расчеловечение, раскультуривание единого этноса. Революция — это всегда альтернативный культурный проект развития этноса и цивилизации. Смута — это желание избежать распада, но в то же время неготовность к революции. Во время смуты не решаются корневые вопросы конкретной цивилизации и все держится на героизме таких людей, как князь Пожарский, гражданин Минин, крепостной крестьянин Сусанин. Основные вопросы общества пролонгируются на 100—200 лет вперед и порождают московские бунты, крестьянские войны Разина и Пугачева. Но тем не менее сохраняют единое культурное пространство цивилизации, которую мы сейчас называем Московская Русь, несущее в себе самобытность и потенциал для будущих поколений, воспитанных на местных идеалах, религии, общем культурном коде.
Есть разные представления о том, кем был Иван Сусанин: либо обычным крепостным, либо волостным старостой. В любом случае этот человек стал символом Смутного времени. Подвиг его, безусловно, не вымышлен, каким бы он ни был, ибо спустя шесть лет царскими грамотами родственникам Сусанина были даны земли, освобождение от повинностей и налогов. Последующие жалованные грамоты на протяжении всего XVII и XVIII веков подтверждали статус семьи, освобожденной от всех феодальных повинностей. Впоследствии граф Уваров во времена Николая I возвел Сусанина в классические персонажи, подходящие под формулу «православие, самодержавие, народность». Гоголь писал: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже государя с поданными». Позднее царские историки подвергли осмеянию данный подвиг. В советской историографии поступок Сусанина также недооценивался. Однако в наше время, когда Россия стоит на пороге смуты, подвиг Сусанина открывает нам абсолютно чистое и истинное воплощение любви к Отечеству отдельно взятого человека и не может не быть образцом для подражания для каждого современного гражданина. Поступок Сусанина, свободный от каких-либо классовых или идеологических связей, дает пример бескорыстной любви к Отечеству, даже когда оно не является таким, каким бы мы желали его видеть.
Друзья, не забывайте ставить лайки и подписываться на канал - Страна V.
3 минуты
30 марта 2023
104 читали