10,8 тыс подписчиков
Продолжая тему предыдущего поста - теперь немного про эксперименты с пластиковыми кузовами, которые проводились компанией Ford в годы Второй мировой войны.
Надо сказать, что Генри наш Форд вырос на ферме, и, как говаривают, в душе так до конца жизни и остался фермером. Одной из многих его "идей фикс" было объединение промышленности с сельским хозяйством в единую индустриализированную отрасль. Это проявлялось ещё в самом начале, например в мысли об использовании биоэтанола в качестве топлива для автомобилей - именно его, как продукт, происходящий из возобновляемого источника и способный дать работу миллионам людей на селе, он называл "наиболее подходящим топливом" для своей Model T. Но особенный интерес к подобным проектам он стал проявлять в зрелые годы - видимо, решив, что в области коммерции уже добился всего, о чём только мог мечтать, и настало время заняться чем-то глобальным. Например - найти промышленное применение продуктов растениеводства в автомобилестроении.
Дальше, увы, становится очень сложно отличить факты от вымысла. Но наиболее заслуживающие доверия источники пишут, что к 1941 году в соответствующим образом названной лаборатории Greenfield Village, расположенной в районе Дирборна, под руководством специалиста в области штампов и пресс-форм Лоуэлла Оверли (Lowell Overly) был разработан пластик, пригодный для изготовления кузовов.
Конкретного состава не сохранилось, но наиболее вероятной выглядит версия, основанная на словах самого Оверли, и гласящая, что фордовские химики по сути изобрели тот же дуропласт на основе фенол-формальдегидной смолы - только вместо хлопковых очёсов в качестве наполнителя применили соевое волокно, либо крапивные или пеньковые волокна, изготавливаемые из растений рода Cannabis... и да, вы поняли, куда это ведёт - мемы на тему того, что они там курили, не сочинил уже только ленивый. По другой версии, сои там в составе вообще не было, а единственная связь с ней - то, что та же лаборатория занималась ещё и проектами на основе сои, например производством из неё смазочных масел и пищевых продуктов.
Ясно одно: какой-то особой экологичностью материал вряд ли отличался - так что не совсем понятен тот ажиотаж, который этот проект вызывает порой в кругах современных экоактивистов, которые почему-то считают, что Форд изобрёл биопластик целиком из соевых бобов - никаких доказательств чему нет.
Процесс изготовления панелей частично показан на иллюстрациях к этому посту. О его сути судить очень сложно; что-то было налито в ванну, что-то подавалось в форму по шлангу - а затем, видимо, происходил процесс, напоминающий вакуумное формование. Но это лишь моя интерпретация, которая вполне может быть неверной. Итоговый продукт внешне чем-то напоминает папье-маше, выглядит явно толще 6 мм (толщина готовых панелей), неплотным, а вероятно - даже пенообразным (?). Его наверняка тоже нужно было далее прессовать и "запекать", как и дуропласт. Вероятно - ещё и отдельно пропитывать смолой, если на фото показано только изготовление "мата" наполнителя. Подробностей техпроцесса, увы, ни в одном источнике нет.
Автомобиль имел несущий кузов с каркасом из тонкостенных стальных труб и 14 пластиковыми облицовочными панелями. Его дизайн, созданный Бобом Грегори (Bob Gregoire), представляет интерес сам по себе, поскольку в какой-то степени показывает то направление, в котором внешность фордовских автомобилей двинулась бы, если бы для США не началась мировая война. У него был понтонный кузов типа "двухдверный седан-фастбэк" с разделённой на две части по высоте рельефом и молдингом боковиной и очень слабо выступающим из неё рудиментом заднего крыла. Ещё одна характерная черта - гнутые боковые стёкла, выполненные из плексигласа. Двигатель - стандартный 2,2-л. 136 V8 мощностью 60 л.с. Ходовая часть - также стандартная фордовская.
Остальная информация совсем уж мутная, но очевидно, что даже если эти эксперименты в итоге и привели к созданию годного в дело материала - процесс его производства явно был бы ещё менее производительным, чем использовавшийся немцами, и малопригоден для масштабов выпуска, нужных американцам.
3 минуты
30 марта 2023
1591 читали