Найти тему
21,1 тыс подписчиков

Не знаем, чем руководствовался отец — итальянский аристократ и художник Амилькар Ангвиссола, — когда назвал свою дочь Софонисбой. В честь карфагенской царицы, жены двух царей-соперников, не сумевших её поделить?


Для античной Софонисбы история закончилась тем, что пришлось выпить чашу с ядом, присланную вторым мужем: мол, или смерть, или римский плен. Может быть, неслучайно Софонисба Ангвиссола замуж не торопилась.

Вместе с младшей сестрой по решению отца она получила художественное образование у художника Бернардино Кампи.

Сестра Софонисбы после обучения ушла в монастырь. А вот старшая художница довольно быстро приобрела популярность в аристократических кругах как талантливая портретистка.

Она потрясающе писала лица, умела передавать эмоции и строить сложные не банальные композиции. Чего стоит её портрет сестер, играющих в шахматы, или автопортрет в портрете — она изобразила своего наставника Бернардино Кампи пишущим её.

Вершиной этой популярности стал вызов ко двору испанского короля Филиппа II, где художница стала учителем рисования королевской жены Изабеллы Валуа, её фрейлиной и подругой. Фотореалистичный портрет младшей дочери Валуа — Каталины Микаэлы — станет позже одним из шедевров Софонисбы. Поскольку Софонисба была незамужней и не могла просто так уехать одна из отчего дома, официальным опекуном и «гарантом» её репутации был сам король.

Лишь спустя много лет, в возрасте около сорока (по тем меркам "пожилом") Софонисба получает от короля приданое и решается выйти замуж за сицилийского дворянина Фабрицио де Монкада. Брак этот был недолгим, Софонисба овдовела через несколько лет. А дальше началась история, достойная киноромана.

На корабле, везущем художницу на родину, 47-летняя Софонисба вдруг знакомится с капитаном Орацио Ломеллино, дворянином из Генуи, и вскоре выходит за него замуж. Поселяется в Генуе, где муж оборудует для неё мастерскую, и их дом становится центром притяжения для многих итальянских художников эпохи Возрождения.

Ещё в возрасте около 80 лет Софонисба активно работала, в том числе писала автопортреты, хотя уже начинала слепнуть. Последний прижизненный портрет 92-летней художницы создал ван Дейк, успевший посетить Софонисбу (1532 — 1625) за год до её смерти.
1 минута
370 читали