104,4 тыс подписчиков
«В общем, Сибирь в 1918 году не являлась ни опорой советской власти, ни очагом контрреволюции. Она была нейтральной...» (с) белогвардеец А. А. Зайцов. 1918: очерки истории русской гражданской войны.
С одной стороны, так и было: сибирские крестьяне не знали помещика, не знали крепостного права, были сравнительно неплохо наделены землей. Но и тут были свои нюансы:
«Районы подтаежные, оторванные от центра, наиболее глухие, наименее грамотные, стояли за одну ориентацию в политических вопросах, а районы земледельческие, хлебопашеские - за другую. При этом оказывалось, что первые районы — переселенческие, вторые — старожильские...» (с) а это уже эсер, противник и большевиков, и колчаковцев, А. А. Колосов. Сибирь при Колчаке (воспоминания, материалы, документы).
Противоречия существовали между «старожилами» и «столыпинскими новоселами». Последние стали ядром анти-колчаковских восстаний, но позднее эти выступления охватили и немалую часть старожилов, даже самых богатых.
Ещё один виток конфликта — противоречия крестьянства и казачества. И ещё один — отношение сибирских крестьян к власти, подчеркнуто-недоверчивое, к любой власти.
В итоге Сибирь не просто «восстала против Колчака», но на несколько лет стала ареной борьбы самых странных «союзов». Одни и те же люди могли «выбивать большевиков», потом драться друг с другом, потом идти против Колчака, а ещё позднее — восставать уже против «вновь пришедшей» советской власти.
1 минута
15 марта 2023
33,7 тыс читали