288 подписчиков
О литературе, идеологии и "красных бабочках".
В последнее время власть с редким остервенением взялась формировать идеологию в России, где по-хорошему в конституции записано, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной", но отовсюду уже на протяжении достаточно длительного времени только и слышится, что про установление идеологии, которая бы "объединяла всех россиян и сподвигала бы на развитие и борьбу за суверенитет" (абсурдность и нереализуемость этой идеи просто поражают). Однако поскольку все 20 с лишним лет власть действовала не напрямую, а посредством обходных политических манёвров, в чём нужно отдать ей должное, то и сейчас администрация президента не принимает "лобовых решений", а "бьёт во фланг". Она не делает громких заявлений, а работает потихонечку-помаленечку... В частности, совершенно очевидно, что власть предержащие взялись за мировоззрение школьников, учреждая "Разговоры о важном" (о которых я писал здесь) и изменяя школьную программу по литературе. Вот на школьной литературе я и хотел бы остановиться поподробнее. Недавно было объявлено о том, что в школьную программу по литературе решено вернуть такие произведения, как "Молодая гвардия" Фадеева, "Сын артиллериста" Симонова, "Горячий снег" Бондарева. Затем энтузиаст-министр, как хамелеон, меняющий окрас в разные погодные условия, с неудержимой гордостью заявил, что в дальнейшем школьную программу будут продолжать пополнять книгами советских авторов, в частности, он назвал такие произведения, как "Русский характер" А.Н. Толстого и "Как закалялась сталь" Н. Островского. Из списка литературы видно, что хамелеон-министр в этот раз получил красный окрас. Особенно выделяются в этом списке две книги: "Как закалялась..." и "Молодая гвардия". Ведь эти тексты потому и убрали из школьной программы после распада СССР, что по сравнению с другими произведениями, они не обладают в достаточной мере художественной ценностью, а ценили их при советской власти прежде всего и только за то, что они несли в себе идеологический заряд и пример "правильного советского человека". Кстати, Николаю Островскому даже пришлось видоизменять свою книгу из-за позиции "партийных заказчиков", которые посчитали, что даже в таком идеологически насыщенном тексте всё равно "недостаточно показана руководящая роль партии". То есть книга получилась ещё хуже, чем её задумывал сам Н. Островский! Что-ж, сейчас решено вернуть всю эту прелесть в качестве обязательной литературы для школьников. Как вам это нравится?! В программе по литературе и так много проблем; не зря некоторые педагоги и литературоведы отмечают, что система построена так, что иностранной литературе уделено позорно мало времени, и дети знают одного только Шекспира... Но вместо того, чтобы ввести в программу, например, Сервантеса или Мопассана, министерство образования берёт под козырёк и начинает загромождать программу тенденциозными писателями, отжившими своё, ведь они, как, например, Сергей Михалков, сознательно сделали свой выбор: быть вместе с любой властью, а не становиться классиками, которых будут поминать добрым словом и спустя столетия при абсолютно любой власти. Но сейчас их совершенно искусственно разморозили, вывели из летаргии, - и пожалуйста, они вновь тут как тут! В результате, смотришь на это всё и недоумеваешь, как же российское общество (я даже не говорю о российском государстве) вновь уходит в прошлое... Красные бабочки из 60-х и 70-х (дай Бог, не 30-х) 20-го века полетели стаями в направлении сегодняшнего дня, принося нам с собой принудительное единомыслие, единоверие, культ личности, цензуру и национальную истерию. Одним словом, ужас и кошмар...
3 минуты
13 марта 2023