Инвестиции любви
Часто в практике сталкиваюсь с пониманием того, что если клиент дошёл до кабинета психотерапевта и хоть как-то в этом пространстве может удержаться, то это само по себе признак хороший – мол имеется в человеке какая-то часть, которая хочет принятия, понимания, помощи и пр. (В совершенной безнадёжности до специалистов, увы, не доходят).
Вообще готовность обращаться к кому-то и верить во что-то хорошее, она во многом связана с тем, что кто-то однажды в нас эту веру вложил своей инвестицией любви – был рядом, когда это было необходимо; проявлял внимание и заботу; говорил нужные слова; не осуждал и не критиковал; давал ощущение безопасности, надёжности и стабильности. И как бы это прискорбно не звучало, но не все родители могут дать это своим детям, ведь эта инвестиция не что-то материальное, это прежде всего постоянный эмоциональный вклад, который рождает доверие к миру, даёт чувство собственной значимости и ценности, веру в себя. Без этого вклада человек зачастую чувствует себя дефектным, неинтересным, пустым, ненужным, отвергнутыми, покинутым, непонятым, одиноким. Эта внутренняя недостаточность и незаполненность из детства приводит к навязчивому поиску любви во взрослом возрасте, либо к тотальному отчаянию и неверию, что что-то хорошее в жизни ещё возможно – что рождает как различные зависимые формы поведения, так и тотальное избегание связей с миром (эскапизм, изоляцию, депрессию).
В связи с чем наша психическая устойчивость и вообще выживаемость во многом связана с наличием таких инвестирующих взрослых в детском возрасте. Во взрослом возрасте такой инвестирующей фигурой может становиться психотерапевт, через формирование к нему привязанности и частичном восполнении того, чего могло не хватить в детстве.
#попонятиям
1 минута
10 сентября 2022