Найти тему
104,4 тыс подписчиков

«Ты плохой — нет, ты плохой».


С развитием военного искусства важную роль стала играть и пропаганда. Особенно заметно усилилось влияние «агитпропа» в период Первой мировой, когда Антанта развернула «информационную войну» против Германии.

Так, французы выпускали брошюры с перечислением «немецких грехов»: нарушение нейтралитета стран (вроде Бельгии), использование газов и запрещенных пуль, «вероломство», плохое отношение к гражданским и пленным, грабежи, бомбардировки городов и т.д. Немцев тогда прозвали «гуннами» (удивительно, но факт).

Немцы, однако, не растерялись и ответили встречными обвинениями. Одно из немецких изданий включало в себя 19 пунктов обвинения. В их числе: бомбардировки городов, блокада Германии, контрабанда, лишение немцев в других странах собственности, использование разрывных пуль и отравляющих веществ, использование в войне «колониальных племен с варварскими обычаями», тайные сговоры, оскорбления дипломатов, наплевательство на правила Красного Креста, ложь в прессе.

Что характерно, обе стороны по-своему были правы в собственной агитации. Но проиграли Первую мировую немцы, так что именно их тогда назначили «виноватыми» (хотя, разумеется, у германской власти действительно были экономические и территориальные амбиции, но у кого их тогда не было?). В дальнейшем реваншизмом немецкого народа воспользуются нацисты.

Источник: Г. Лассуэлл. Техника пропаганды в мировой вoйне.

Иллюстрации: плакаты стран Антанты, посвященные «плохим немцам».
1 минута
5450 читали