Найти в Дзене
15,9 тыс подписчиков

У соцреализма есть такой беспроигрышный набор: девушка, берёзка, река, платочек. Живопись и кино легко дадут нам целую галерею образов. С берёзами обнимаются, вокруг берез игриво бегают (платочек в руке красиво стелется по ветру), к берёзам задумчиво прислоняются нежной румяной щекой, поверяя свою девичью думу.


Березки и девушки хороши при любом строе и вряд ли нарушат очередное постановление партии и правительства (хотя как знать, как знать - наши худсоветы были не самые предсказуемые). Было в этой теме много избитого и откровенно халтурного. Пошлого сентиментализма хватало. Но иногда смотришь - ну вроде тот же дежурный набор, а внутри картины и ветер, и тишина, и запах воды, и ощущение весны...

Сегодня покажу картину Алексея Павловича Белых - "Весна на Волге", 1968.

Мне нравится эта задумчивая девушка, без позы прислонившаяся к стволу. Нравится сложный перламутровый свет с переливами розового, голубого и сиреневого. Свежесть воздуха - запахов листвы и травы рощи и влажный воздух реки. Это не нарисуешь - но предать воздух и запах весны - особое художественное волшебство.

И вы знаете, я всегда удивлялась, как художникам-фронтовикам (а Белых был офицером разведки, прошел от Сталинграда до Эльбы, был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени ) - как же они умели писать мир, покой, труд, красоту обычной жизни...
У соцреализма есть такой беспроигрышный набор: девушка, берёзка, река, платочек. Живопись и кино легко дадут нам целую галерею образов.
1 минута
416 читали