Найти тему
36,8 тыс подписчиков

Прочла выходящий в издательстве "Дом историй" роман Шеннон Макгвайр "Вниз, сквозь ветки и кости" - вернее, сразу два романа под одной обложкой: "В каждом сердце дверь" и его приквел - собственно "Вниз сквозь ветки и кости". Не могу сказать, что они меня потрясли - второй лучше, первый обычная (хотя и милая) young adult фэнтези, которой, как и многим книгам такого типа, не хватает крепкой романной плоти, какого-то ощущения мира за границами текста. Целевая аудитория очень понятная - это любители "Дома странных детей", сериала "Wednesday", "Оттенков магии" Виктории Шваб и творчества режиссера Тима Бертона в целом (и все это, увы, не я).


Но есть в этой дилогии и две вещи, которые понравились даже мне - ни разу, повторюсь, не целевой аудитории Шеннон Макгвайр.

Герои первой книги - подростки, которым довелось оказаться в волшебных землях, и которых потом оттуда по разным причинам изгнали (и которые, естественно, оказываются в специальной школе, которой руководит женщина с аналогичным опытом). Все эти юноши и девушки (чаще девушки) бесконечно тоскуют по местам, где были счастливы, и живут одной надеждой - что однажды дверь в волшебную страну для них снова откроется, и они вернутся домой.

Конечно, при словах "волшебная страна" все сразу представляют условный Лориэн или Нарнию, но - и в этом, собственно, и состоит главный фокус Макгвайр - ничего подобного. Волшебные страны, в которых жили герои, во-первых, все разные, а во-вторых, располагаются где-то в диапазоне от "странно" до "ужасно". Царство мертвых, страна гигантских разумных насекомых, сумрачный край, населенный вампирами (буквально как из "Империи вампиров")...

Однако для каждого из героев его мир стал (или всегда был - волшебные миры притягивают к себе тех, кто им подходит) домом - единственным и самым лучшим. Тоска по этому дому неизбывна, неутолима и иррациональна. И никакая родительская любовь, никакой комфорт и надежность нашего мира не способны заменить мальчикам и девочкам, когда-то прошедшим сквозь волшебную дверь, темные тихие чертоги или, напротив, царство веселого и злого абсурда, где им выпало жить.

Тут должен быть панчлайн (кажется, впрочем, это слово теперь запрещено на территории РФ вместе с другими заимствованиями) о тоске по родине, по утраченному миру - тоске, ставшей для многих из нас за прошедший год эмоциональной доминантой. Но, я думаю, эту несложную мысль вы достроите и без моей помощи.

Ну, а вторая вещь, которая показалась мне в романах Макгвайр стоящей внимания, это размышления о том, как же вредно детям жить ту жизнь, которую для них выдумали родители, и насколько этот вред неисцелим. Две героини "Вниз, сквозь ветки и кости" - сестры-близняшки, которых родители с рождения стараются воспитывать максимально по-разному. В одной видят чопорную и жеманную принцессу, другой уготована роль сорванца. И обе они так от этого строгого принудительного деления устают, что, попав в волшебную страну и освободившись от родительского гнета, выбирают себе роли максимально противоположные тем, что были им навязаны в родном мире - и, в сущности, такие же для них чужие, так же их сковывающие и ограничивающие. Бывшая принцесса становится безумным ученым, бывший сорванец - бледной и манерной ученицей вампира, наряженной в шелка. История повторяется, меняются только знаки, и стать собой в полной мере ни у одной из них не получается.

Повторюсь, книги Шеннон Макгвайр - это простые книги. По-своему милые, но без подлинных объема и глубины. Однако, как говорится every cloud has its silver lining - вот и у "В каждом сердце дверь" такой lining тоже имеется. Если, конечно, вы достаточно заинтересованны, чтобы его разглядеть.
Прочла выходящий в издательстве "Дом историй" роман Шеннон Макгвайр "Вниз, сквозь ветки и кости" - вернее, сразу два романа под одной обложкой: "В каждом сердце дверь" и его приквел - собственно "Вниз
3 минуты
3632 читали