5119 подписчиков
33 года назад в Москве ввели талоны
33 года - поколение. Сотни тысяч тех, кому бесполезно рассказывать про ваучеры, программу «500 дней», штурм «Останкино», стрелки, шприцы под ногами, «Да-да-нет-да», Зуко, доллары в конверте, вообще все за доллары и так далее. Но талоны, талоны почему-то оставили в моей памяти самую глубокую выбоину. Талоны были настоящим символом эпохи. Их отменили, кажется, уже летом того же 91-ого. А чувство осталось. Унижения что ли. Это было время колоссального неравенства. Небольшое количество людей быстро сориентировались и разбогатели, остальные - стремительно обнищали. Эти талоны стали как бы символом обнищания, маркером бедности.
В Москве талоны выдавались, но ты должен был еще оплатить их стоимость в печати. Сумма небольшая, кажется, 20 копеек за блок. Ах, да, талоны выдавались блоками 8+1. Три талона на мясо, два талона - на колбасу, один - на крупу, один - на масло, один - резервный (джокер, на любой дефицит), и отдельно талон на водку. Формально талоны делились еще на первую половину месяца и вторую. Интересно, что сразу же правило отоваривания талонов было нарушено. Перед 8 мартом 1991 Московское правительство испугалось бунта и разрешила отоваривать талоны на водку на три месяца вперед. Такая вот была власть народа.
Уже в марте торговля талонами была развернута в промышленном масштабе. Веселые ребята в коже скупали, в основном, водочные талоны, потом отоваривали их. Водка поступала в сеть сбыта таксистов. Экономически схема выглядела так: талон брали за 2 рубля (цена пачки отечественных сигарет, импортная Magna стоила 6 рублей), бичу в очереди за работу давали 1 рубль, таксист получал еще 3. Сама бутылка стоила в районе 11 рублей, таким образом себестоимость цепочки была в районе 17 рублей, еще рубля 3 уходило на «накладные»: крыше, мелкие взятки, администрирование схемы. Водка у таксистов стоила 30 днем и 50 ночью. Прибыль считайте сами. Кстати, сетевой ритейл сейчас устроен по похожей схеме. Может быть, его сделали те же ребята?
Потом талоны отменили и цены пошли вверх. За 91 год они выросли раз в 10. Особенно перла техника. Волшебный 286 компьютер был лютым дефицитом и стоил около 4000 долларов, в то время когда в Европе он свободно продавался за 1000. Чуть позже, в 1992 году начал издаваться «Из рук в руки», который, как мне кажется, оказал самое существенное влияние на стабилизацию цен в стране. Оказалось, что имея информацию можно покупать существенно дешевле, а продавать - больше. На фарце 286 зародились большинство современных интеграторов, а «Из рук в руки» стал прародителем агрегаторов. И опять же, с точки зрения схем мало что изменилось.
В моей памяти зима 1991 года осталось теплой. Я помню ночные очереди за хлебом в булочной напротив дома, синие номера ручкой на руках. Помню спасительную детскую молочную кухню, место, которое спасало тех сумасшедших, которые решились родить. Помню сумасшедших бабулек, воюющих за «Докторскую» на фоне пустых полок. Угар от русского рока, прямые включения съезда народных депутатов, зеленые лосины. Начало 90-х - это ералаш цирка и похорон, веселой остервенелости и мрачного пофигизма. Ничего хорошего не могу сказать о тех временах. Иногда хочется как-то донести это поколению, которое появилось позднее. Не знаю как. Эту эмоцию сложно выразить словами.
Автор Дмитрий Волошин, Кофейные заметки
2 минуты
21 февраля 2023
109 читали