Найти тему

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ПОКАЯННОГО КАНОНА АНДРЕЯ КРИТСКОГО


«Дорогие братья и сёстры!

Вчера, приступив к чтению Покаянного канона святого Андрея Критского, мы услышали откровенное исповедание преподобным своей немощи, граничащей с бессилием:

„С че­го нач­ну опла­ки­вать де­я­ния мо­ей зло­счаст­ной жиз­ни? Ка­кое по­ло­жу на­ча­ло, Христе, мо­е­му се­то­ва­нию?“

Действительно, христианин, осознавая свою слабость в борьбе с грехом, честно признаётся себе в этом. Но вывод этот не приводит его к отчаянию. Напротив, скромная оценка своих сил и успехов в духовной борьбе подталкивает такого человека к внимательному наблюдению за движениями души.

И вот уже сегодня, приступив к чтению второй части Покаянного канона, в первых его словах мы находим размышления святого Андрея о причине и следствии греха:

„Превзойдя Каиново убийство, сознательным произволением, через оживление греховной плоти, я сделался убийцею души, вооружившись против нее злыми моими делами“.

Это не просто некое философское противопоставление тела человеческой душе. Преподобный Андрей делает весьма глубокомысленный анализ того, как грех действует в человеке, затрагивая все стороны его личности.

Каждый из нас совершает греховные поступки сознательно. Всегда имея выбор, мы отвечаем на вопрос: «Да или нет?». Ребёнок, нарушающий обещание, данное матери или отцу, понимает, что он делает выбор в пользу лжи. Предприниматель, обманывавший товарища по бизнесу, полностью отдаёт себе отчёт о качестве этого поступка. Человек, нарушающий чистоту и святость брака, делает осмысленный шаг к удовлетворению порыва страсти.

Этот выбор, это «сознательное произволение» человека в момент принятия решения и производит «оживление греховной плоти», превращая его в убийцу души. Когда мы идём против законов духовной жизни, мы делаем именно это – убиваем в себе духовное начало.

Мы думаем и, быть может, даже оправдываем себя тем, что выгода и полученное удовлетворение компенсируют возникшие было угрызения совести. Но парадоксальная фатальность последующих событий лишает нас этой надежды. Как справедливо описывает это преподобный в своём Покаянном каноне:

„Пред Тобою, Спаситель, открываю грехи, сделанные мною, и раны души и тела моего, которые разбойнически нанесли мне внутренние убийственные помыслы“.

„Кому уподобилась ты, многогрешная душа, как не первому Каину и тому Ламеху, жестоко окаменив тело злодеяниями и убив ум безрассудными стремлениями“.

Что происходит? Нарушив духовный закон, мы наносим вред не только своей душе, но и телу. Последующие за сознательным выбором греха разрушения и боль охватывают всё существо человека. В этом состоянии повреждения невозможно уже насытиться или удовлетвориться никакой телесной страстью. И порой человек, потерявший границы, уже не может положить предел этому самоубийству. Но любящий и милующий Своё творение Бог может всё.

Рассуждая сегодня вместе с преподобным Андреем Критским, будем обращаться к Троице с покаянной молитвой, которой он нас учит. И в предстоящие дни Великого поста, получив богатую духовную пищу, собранную в Великом каноне, будем изучать себя, освобождаясь от пут греха и готовясь к Пасхе Христовой.

Аминь».

С любовью о Господе, игумен Пётр (Еремеев), настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ПОКАЯННОГО КАНОНА АНДРЕЯ КРИТСКОГО  «Дорогие братья и сёстры!
2 минуты