Найти в Дзене
37 тыс подписчиков

В "Бронепароходах" Алексея Иванова очень странная и неочевидная композиция. Первые двести (из без малого семисот) страниц автор выводит на сцену персонажей. И честно - не сломаться, запомнить и научиться различать всех этих бесконечных Иванов Диадоровичей, Дмитриев Александровичей, Стешек, Алёшек и Ганек (уж не говоря о десятках пароходов, постранично буквально переходящих из рук в руки - как-никак гражданская война) непросто. Героев много, места мало (видно, что Иванов пытался ужать эту экспозиционную часть по максимуму), все толкаются и путаются. Однако к концу первой трети роман начинает закручиваться в тугую воронку, а герои, которых поначалу можно было вспомнить, только отлистав к началу, внезапно отделяются от страницы, переходят в режим 3D и даже, кажется, начинают жить собственную, некнижную какую-то жизнь. И это, конечно, неимоверно здорово.


Не слишком ли высокая цена - двести утомительных, суматошных и почти бессюжетных вводных страниц? Для меня оказалось в самый раз, но вообще сейчас к читателю принято относиться бережней.

Кстати, похожий приём (если это, конечно, приём, а не "само так вышло") Иванов использовал в "Тоболе", на который "Бронепароходы", пожалуй и в целом похожи больше всего. Но там всё же вводная часть и знакомство с действующими лицами были пободрее и покомпактнее. Ну, или сегодня, по прошествии лет, так кажется.
В "Бронепароходах" Алексея Иванова очень странная и неочевидная композиция. Первые двести (из без малого семисот) страниц автор выводит на сцену персонажей.
1 минута
5590 читали