17,1 тыс подписчиков
[History]
Среди географических названий в Тихом Океане можно встретили много интересных наименований: острова Королевы Шарлотты, впадина Баунти, острова Кука, горы (подводные) Музыкантов. Поэтому, когда в детских книжках встречаешь "остров Ржавого Генерала", "остров Погибших кораблей" или "Планету Трех капитанов" - думаешь, а почему их так было не назвать.
А как вам такое название - "Мель французского фрегата!" Слышали такое название? Можете показать на карте?
Между тем, по своей значимости это название могло бы "прогреметь", если бы удалась одна из самых дерзких операций японских подводных лодок против вражеского побережья. А ведь планировалось именно это - удар по береговой инфраструктуре вражеской военно-морской базе, и этой базой был ...., правильно, все тот же Перл-Харбор!
Об атаке на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года знают все, кто интересуется темой, но тот факт, что японские бомбардировщики еще раз появились в небе над этой ВМБ известен не многим. Это случилось в 1942 году и хотя масштабы этого удара нельзя сравнивать с первым, факт остается фактом. И что интересно - в этой атаке тесно взаимодействовали самолеты и японские подводные лодки.
Японцы быстро поняли, что нанесенный Тихоокеанскому флоту США в первый день войны ущерб, был велик, но удар не оказался смертельным. Однако японцы понимали, что повторить операцию они уже не смогут - американцы не подпустят их авианосную группу на расстояние удара к своей базе второй раз.
И тут вспомнили, что японский флот обладал значительным количеством субмарин лодок, имеющих на борту самолет. Правда, самолеты «подводной авиации» использовалась в основном в целях разведки. Так такой самолет с субмарины I-5 на рассвете 17 декабря 1941 года провел разведку результатов удара, нанесенного по Перл-Харбору, а в январе 1942 года самолет другой лодки с I-9 снова провел разведку над островом Оаху. А ведь еще мы помним как самолёт-разведчик «Йокосука» E14Y "Глен" с I-25 "бомбил" леса Орегона! Так что опыт был.
Однако к началу 1942 года в распоряжении субмарин были лишь легкие самолеты-разведчики, способные нести только радиостанцию да 2х30 кг бомбы. А любой другой самолет японской авиации не мог долететь до Гавайских островов, так как от ближайшей японской авиабазы на острове Вотье (Маршалловых островов) расстояние по прямой было 1980 миль.
Выход был найден в "достижениях авиапомышленности" - в начале 1942 г. на японских авиазаводах заканчивали сборку нескольких образцов летающей лодки дальнего действия Н8К1 фирмы «Каваниси». Характеристики самолета впечатляли: длина 28,13 м, размах крыльев 38 м; вес пустого самолета 15,5 т, полетный вес 31 т, скорость 435 км/час, потолок - 5500 м, 4 двигателя «Касей» по 1530 л.с. Самолет мог нести до 2 т бомб на расстояние до 7200 км. Машина обладала самым большим радиусом полета среди других японских самолетов. По мнению ряда экспертов эта летающая лодка относится к самым лучшим образцам самолетов данного класса, участвовавших во Второй Мировой войне.
Но даже для таких лодок расстояние в 1980 миль было на грани возможного, поэтому возникла идея использовать подводные лодки как дополнительные заправочные станции для «Каваниси». В этом случае гидросамолеты гарантированно достигали Пёрл-Харбора и возвращались обратно (уже без дозаправки), 2000 кг бомб
могло обеспечить результат налета.
Идея показалась исключительно удачной и операцию решили проводить с использованием двух самолетов предсерийной партии, Y-72 и Y-73, даже не прошедших всех испытаний. Было решено не дожидаться готовности других машин, хотя, конечно, каждая лишняя тонна бомб увеличила бы результат. План получил название «Операция Ке».
16 января 1942 года командующие 4-й и 6-й эскадр ПЛ и командующий 24-й воздушной армией получили распоряжение на разработку детального плана проведения в конце февраля ночного налета на Пёрл-Харбор (с дозаправкой самолетов с ПЛ 6-й эскадры) с задачей - нарушить работы противника по подъему/ремонту кораблей. Для выполнения задачи от 24-й ВА будут приданы два гидросамолета дальнего действия.
Продолжение следует...
А где эта мель?,))
3 минуты
4 февраля 2023
726 читали